Во что поиграть с ребенком 4 6 лет? Сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольные и подвижные игры для детей дошкольного возраста

Содержание

Игры для детей 4 лет. Игры для 4 летних малышей

Во что поиграть с ребенком 4 6 лет? Сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольные и подвижные игры для детей дошкольного возраста

статьи:

Родителям важно знать, что большое значение для развития детей играют правильно подобранные игры.

Игры для детей 4 лет могут быть разного типа:

  1. Сюжетно-ролевые.
  2. Подвижные.
  3. Развивающие.
  4. Дидактические.
  5. Логические.

Сюжетно-ролевые игры для детей 4 лет

В четырехлетнем возрасте малыши уже начинают понимать, что они оторваны от мамы. Роль сюжетно-ролевых игр – приучить ребенка к жизни.

Игры для малышей 4 лет основаны на том, чтобы познакомить с окружающим миром, сформировать какие-либо навыки, дать представление о жизнедеятельности взрослых людей.

Очень часто можно увидеть, как малыш, играя, изображает поведение взрослых, он показывает, как в определенных ситуациях ведут себя мамы и папы. Этот прием надо использовать родителям, именно таким способом можно привить многие навыки.

Какие бывают сюжетно-ролевые игры для малышей 4 лет

Такие игры для детей 4-5 лет могут быть различными. Например:

Для этого понадобится любой свободный уголок в доме. В нем поместить детские игровые кукольные предметы:

  • • Предметы для уборки (щетки, тряпочки, ванночка).
  • • Кукольная посудка, различные элементы декора.

В подобные игры охотно играют девочки и иногда мальчики. Дети часто изображают себя хозяевами и обустраивают свой быт. Важно понаблюдать за процессом.

Уже в этом возрасте малыши ведут себя так, как взрослые и делают то, что дома делает мама. Хорошо если иногда и родители могут вместе с ними играть, для детей 4 лет это очень важно.

Совместная деятельность значительно повышает развитие ребенка.

К сожалению, малыши нередко болеют, и поэтому им часто приходится сталкиваться с работой врачей. Игры такого характера им по душе. Для этого понадобится:

  • • Небольшая коробочка.
  • • Детский шприц.
  • • Баночки из-под витаминов.
  • • Кукольные таблетки.
  • • Градусник.
  • • Банки, горчичники игровые.
  • • Ватные тампоны.
  • • Идеальный вариант, если есть детский костюм врача и другие лечебные приборы.

В продаже имеются специально сформированные комплекты для игры детей 4-5 лет «Больница». Девочки и мальчики, изображая врачей, активно оказывают «первую помощь» взрослым, куклам, домашним животным и ровесникам.

Есть немало ролевых игр таких, как:

  • • Повар.
  • • Шофер.
  • • Слесарь.
  • • Прачка и другие.

Не стоит с пренебрежением относиться к играм для 4 летних детей. В этом возрастном периоде уже нужно развивать логическое мышление. Для этих целей разработано немало детских игр, рассчитанных на 4 года.

Игры для 4 летних детей на развитие логики

Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми и умными, но, а сами дети хотят играть. Поэтому надо это использовать и приобретать игры такого направления. Взрослые часто задают вопрос: «Какие игры для 4 года жизни самые эффективные?». Ответ один: «Логические». Логика — это именно тот элемент, который учит ребенка мыслить, рассуждать.

В качестве примера можно взять игру для детей 4-5 лет «Домино». На ней могут быть изображены либо животные, либо растения или сказочные персонажи.

Чтобы было веселей надо к игре подключить и любимые игрушки, пусть они «понаблюдают» за процессом игры. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от игр, но надо помнить, что игра в этом возрасте не может занимать много времени.

Так уж устроена психика детей, что внимания им пока хватает на 15-20 минут.

Не надо забывать, что в этом возрастном периоде малышам надо больше двигаться, им это жизненно важно. Поэтому развивающие игры для детей 4 лет надо один раз проводить в течение часа, а потом дать ребенку попрыгать, побегать.

Игры для детей 4 года жизни активные и подвижные

Чтобы от повышенной активности не было нежелательных травм надо чаще организовывать подвижные игры для детей 4-5 лет и лучше это делать на свежем воздухе или в проветренном помещении.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Цель таких игр непросто чтобы дети бесцельно прыгали и бегали, а чтобы они развивались, приобретали навыки, отрабатывали определенные движения и развивали мышление. Часто составляется сюжет, и оговариваются условия.

Примером может служить игра для малышей 4 лет «Хромая лисица».

Проводится она следующим образом:

  1. Рисуется мелом круг;
  2. Выбирается из малышей главный герой, и он будет «хромой лисицей»;
  3. Дети кроме «лисы» встают в круг;
  4. Дается команда ведущего и ребята начинают бегать по краю внутреннего круга, а «хромая лиса» прыгает на одной ножке и ей при этом нужно обязательно кого-нибудь задеть;
  5. Кто попадется, тот и станет лисой, и игра продолжается дальше.

Для проведения подвижной игры для детей 4 лет можно использовать мячи, скакалки, погремушки, бубен и многое другое. Можно их проводить и под музыку. Часто используются стишки, прибаутки, заклички, считалочки.

Все это дополнительно развивает память, мышление, воображение. То есть игры для детей 4 лет любого направления должны нести сразу несколько функций.

Развивается двигательная активность и в это же время развивается память, мышление.

Игры для детей 4-5 лет развивающие, дидактические

Такие детские игры 4-5 лет помогают развивать личность. Их цель уточнение, закрепление знаний о предметах, знакомить с назначением тех же предметов. Игры для малышей 4 лет должны быть непросто интересными, а сочетать в себе движения и решения задач на смекалку. Поэтому чаще должны быть игры для 4 летних детей словесными. Они будут развивать речь, логику.

Дидактические развивающие детские игры для 4 лет очень разнообразны. Кроме того, они помогают развивать сенсорные способности, знакомят с природой, с предметами окружающего мира. Их цель развивать не только восприятия, но и мышление, память и даже волю.

Пример детских игр для детей 4 года жизни

  1. Отгадай из чего сделан предмет?
  2. Надо найти такую же картинку или вещь (или что-то другое).
  3. Новоселье у куклы Даши.
  4. Кто как разговаривает и другие.

Игры для детей 4 лет — это основной элемент в воспитании и обучении. Если нужно дать ребенку какие-то знания или развить навыки, то непременно нужно делать через игровые действия.

Иногда игровых персонажей можно делать самим и еще лучше вместе с малышом, совместная деятельность взрослого и ребенка сближает. Как отмечено на практике, чаще игрушки, которые были сделаны с родителями, становятся самыми любимыми для детей.

Потом в дальнейшем это будут главные персонажи во многих ролевых играх.

Источник: http://love-mother.ru/igry-dlya-detej-4-let-igry-dlya-4-letnih-malyshej.html

Что такое сюжетно – ролевая подвижная игра? – ВашПедагог

Во что поиграть с ребенком 4 6 лет? Сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольные и подвижные игры для детей дошкольного возраста

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.

Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.

) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре.

Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека. на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра — самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания

Лекция «Психология детской игры» Лекцию читает: Смирнова Елена Олеговна

д.псх.н., проф., научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки»

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В.Менджерицкая, Р. М. Рим бург, Р. И. Жуковская, А. В. Чернов, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А.

Иванкова и т. д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, В. Р. Беспалова, 3. М. Богуславская, Б. И. Хачапуридзе, В. Н. Аванесова и т. д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Н. В. Артемова и др.

).

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я.

Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми.

Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.

Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).

Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.

Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей.

Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г.

Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях.

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Источник:

Сюжетно-ролевые подвижные игры

План урока расчитан для возрастной группы 6 лет. Тема урока «Сюжетно-ролевые игры»

Слюсарь Роза Петровна, 14.11.2017

88 8

Олимпиады: Физическая культура 1 — 11 классы

Содержимое разработки

Раздел 2. Развитие взаимоотношения и навыков общения через игры Краткосрочный план урока № 14 по физической культуре

Тема: Сюжетно-ролевые подвижные игры.Школа: Талдысайская СШ
Дата:ФИО учителя: Слюсарь Р.П.
Класс: 1 «б»Количество присутствующих::Количество отсутствующих::
Цели обучения, которые помогает достичь данный урок1.2.8.8. Знать свою роль и начинать распознавать роли других при выпол­нении простых движений.
Цели урокаВсе учащиеся будут уметь:— Выполнять ходьбу приставным шагом правым и левым боком. Выполнять бег с высоким подниманием колен.Безопасно работать группой и в пространстве движений. Находить различные способы движений в пространстве. Выполнять гимнастику для профилактики близорукости.
Большинство учащихся будут уметь:— Соблюдать технику безопасности в зале.Следовать основным инструкциям, которые необходимо выполнить в игре. Ориентироваться в пространстве спортивной площадки.
Некоторые учащиеся будут уметь:Быстро перепрыгивать из обруча в обруч на одной ноге.Уверенно руководить работой (действиями) в группах в игре «Юрта».
Языковые цели— Учащиеся продемонстрируют умение согласовывать свои движения с дви­жениями других игроков в играх и выполнять роли, обусловленные различ­ными контекстами движений.
Предметная лексика и терминология:Спортивное оборудование, техника безопасности, ходьба фигурная «иго­лочка-ниточка», бег, бег с высоким подниманием колен, прыжки, народные игры.Считалка, игра, ловишка, водящий, правила.
Полезные фразы для диалога/ письма:
Вопросы для обсуждения:— Какие качества развиваются в игре?Какие опорно-двигательные навыки вы использовали в татарской игре «Скок-перескок»?Какая группа быстрее всех построила юрту и почему?
Можете ли вы сказать, почему…?— Можете ли вы сказать, почему водящего выбирают считалкой?Можете ли вы сказать, почему мы должны быть осторожны при перемеще­нии в играх?Какие ролевые действия вы выполняли в играх?
Предыдущее обучение.— Равновесие — стоять на гимнастической скамейке на одной ноге, закрыв по сигналу глаза.Прыжки через короткую скакалку.Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками после хлопка руками под коленом.
План
Временные рамкиЗапланированная деятельность на урокеРесурсы
0-3 минуты4-67-15(К, Д)Предлагает воспитанникам встать в круг и рассказать об играх народов РК. Подводит к пониманию толерантности — игра является ча­стью этнокультуры и традиций народов, многие игры у народов похожи. Акцентирует внимание на уважительном отношении разных национальностей в РК.«Как повезло тебе и мне –Мы родились в такой стране,Где люди все — одна семья,куда ни глянь — кругом друзья.Когда живется дружно,что может лучше быть.И ссориться не нужно и можно всех любить». Предлагает учащимся поиграть в народные игры.Акцентирует внимание на минимизацию рисков и соблюдении правил при коллективных играх.К) «Юрта» (татарская)В игре участвуют четыре подгруппы детей,каждая из которых образует круг по углам зала. В цент­ре каждого круга расположен платок с национальным орнаментом. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:Мы, веселые ребята,Соберемся все в кружок.Поиграем и попляшем,И помчимся на лужок.На мелодию без слов учащиеся переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к платкам и натягивают его над го­ловой в виде шатра (крыши), получается юрта.Просторное свободное пространство.Свисток для использования как сигнала старт-стоп.Свободное пространство.Платки 4 шт.
16-24«Каскыр мен лактар» («Волк и козлята»).Считалкой выбирают игрока, который будет испол­нять роль волка — «Кдсдыр». Остальные игроки ис­полняют роль козлят — «Ладтар». Козлята становятся на одной из сторон площадки, а посередине распола­гается волк. После слов:«Бөрте, бөрте, бөрте лак;,Бөрте лақ тым ерке-ақ.Кетесің кейде секендеп,Байламаса көктем кеп», — козлята стараются перебежать на противоположную сторону площадки. Волк двигается посередине площадки и старается осалить кого-либо из перебегающих детей. Затем игра повто­ряется, но выбирается другой волк и козлята старают­ся перебежать в обратную сторону.
25-30(К) «Скок-перескок» (татарская)Обручи располагают по кругу, водящий стоит в центре.Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами, прыгая на од­ной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.Нельзя выталкивать друг друга из обручей. Двое играющих не могут находиться в одном обруче. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.Обручи по количеству учащихся
31-35«Барашек» (молдавская)Играющие стоят в кругу, а барашек — внутри круга.Игроки идут по кругу и произносят слова:Ты барашек серенькийС хвостиком беленьким!Мы тебя поили,Мы тебя кормили.Ты нас не бодай!С нами поиграй!Скорее догоняй!По окончании слов игроки бегут врассыпную, а ба­рашек их ловит.Правила игры: разбегаться только после окончания слов.Напоминает ученикам, что игра является частью этнокультуры, о толерантном отношении к детям других национальностей. Предлагает им пригото­вить разработки игр народов РК, чтобы поиграть на следующем уроке.
Дополнительная информация.
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?Междисциплинарные связи.Проверка здоровья и безопасности.Связи с ИКТ.Связи с ценностями.
Применить навыки контроля пространства и тела при вы­полнении игровых действий. Быстро перепрыгивать из обру­ча в обруч на одной ноге.Четко выполнять указания во время игры.Применять навыки самокон­троля указанной дистанции при выполнении ходьбы, бега, перестроения.Ориентироваться в пространст­ве зала.Связь с предметом «Познание».
Рефлексия по урокуБыли ли цели урока/цели обучения реалистичными?Чему ученики научились сегодня?Какой была атмосфера урока?Хорошо ли сработал мой дифференцированный подход к работе?Уложился ли я в график?Какие изменения я бы хотел внести в свой план и почему?Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Общая оценкаКакие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?1:2:Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?1:2:Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Источник: https://65-school.ru/detyam/chto-takoe-syuzhetno-rolevaya-podvizhnaya-igra.html

Развивающие игры от 4 до 6 лет: Режиссерские игры

Во что поиграть с ребенком 4 6 лет? Сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольные и подвижные игры для детей дошкольного возраста

Одним из самых важных факторов развития дошкольника является режиссерская игра. Манипулируя игрушками, творя свой собственный сказочный мир, малыш развивает мелкую моторику и речь, фантазирует и учится общению.

Родителям важно создать условия для данного вида игровой деятельности, а также принимать в нем ненавязчивое участие.

  • Маленький режиссер: особенности игрового процесса у детей 4-6 лет
  • Примеры режиссерских игр
  • Заключение

Режиссерскую игру ребенок осваивает одной из первых, как правило, еще в раннем детстве. По мере взросления малыша она совершенствуется и усложняется.

Некоторые педагоги считают, что режиссерская игра является прародительницей сюжетно-ролевой, как бы предпосылкой к ней. Но говорить о том, что какой-то из этих видов деятельность проще другого было бы несправедливо.

Да, сюжетно-ролевая игра может даваться ребенку сложнее, так как во время нее часто необходимо взаимодействовать с другим детьми, не просто действовать по правилам, но и учитывать мнение других. В то же время режиссерская игра требует от малыша не меньшей усидчивости, смекалки, умения фантазировать.

Посредством ее ребенок тренируется строить отношения со сверстниками и взрослыми, учится вести себя в той или иной ситуации.

У режиссерской и сюжетно-ролевой игр есть много общего:

  1. И там, и там деятельность ребенка осуществляется по определенному сюжету, созданной воображением ситуации;
  2. В обоих случаях происходит распределение ролей, только в сюжетно-ролевой игре их «исполняют» люди и предметы, а в режиссерской – только предметы;
  3. В процессе обоих игр ребенок переживает и воспроизводит реальные жизненные ситуации, учится и развивается;
  4. И режиссерскую, и сюжетно-ролевую игру взрослые могут использовать для достижения определенных педагогических целей.

Режиссерскому игровому процессу у дошкольников присущи такие черты:

  1. Ребенок самостоятельно выбирает тему игры. Как правило, в самом начале это – пережитые лично малышом события из жизни, позже – ситуации из сказок, мультфильмов, фильмов, спектаклей. В возрасте 5-6 лет игры ребенок уже умеет развивать сюжет или объединять несколько сюжетов в рамках одной игры.

  2. Помимо того, что малыш выступает режиссером собственной игры, он также «озвучивает» персонажей. Речь является основным инструментом данного вида детского творчества. Ребенок не просто говорит за свои игрушки, он наделяет их определенными голосами: подбирает тембр, интонацию, громкость.

    Иногда возможны имитация и пародирование.

  3. В роли «артистов» в равной степени могут выступать игрушки и предметы-заменители, которым ребенок задает определенные свойства и качества.

    Мелкий игровой инвентарь может быть представлен игровыми наборами животных, солдатиков, динозавров, пупсиками и куклами, фигурками мультипликационных персонажей, прочее.

  4. Не смотря на то, что в игре может быть задействовано большое количество игрушек, манипулирует малыш всего 2-4-мя.

  5. Ребенок выбирает себе игровое пространство, по сути, оно служит декорациями к его «спектаклю». Доски паркета могут быть дорожной разметкой, коробка из-под обуви – домиком, ковер – океаном.

Примеры режиссерских игр

Важной особенностью режиссерской игры является то, что играть в нее ребенок может самостоятельно, со взрослыми, а позже – в компании других детей дома и на улице.

1. Куклы и пупсы

Куклы и пупсы могут быть персонажами как сюжетно-ролевых, так и режиссерских игр. Обычно, для последних ребенок выбирает небольшие игрушки, которые удобно удерживать в руках. Малыш приводит куколок в движение и озвучивает их.

Разнообразие кукол, их богатое «приданое» в виде одежды, мебели, посуды, миниатюрной бытовой техники, автомобилей и даже целых домов предоставляет ребенку возможность играть по огромному количеству сюжетов. Параллельно с готовым игровым инвентарем маленький режиссер успешно использует предметы-заменители (коробка из-под обуви – кровать, кубики – стулья, носовой платочек – одеяло, прочее).

Главные роли в игровой постановке малыша 2-4 лет, как правило, отводятся маме, папе, ребенку, другим членам семьи. Сюжет игры сводится к тому, что ребенок в действительности переживает в жизни: мама-кукла ухаживает за ребенком-пупсом (кормит, купает, укладывает спать, водит на прогулку), папа ездит на работу, семья выбирается в гости, едет в зоопарк, у кого-то из них День рождения, прочее.

Чуть позже, годам к 5, с куклами ребенок играет в магазин, больницу, детский сад, а также игры по мотивам сказочных и мультяшных сюжетов. А у старших дошкольников куклы начинают «жить своей собственной жизнью», игровой процесс становится все более отдаленным от реальности.

Посредством режиссерской игры с куколками и пупсами ребенок подражает взрослым, проигрывает многочисленные жизненные ситуации, передает игрушками свои чувства и переживания, фантазирует. В этом процессе происходит социальное развитие малыша.

2. Фигурки животных

Фигурки животных из готовых наборов или отдельные маленькие игрушки особенно нравятся дошкольникам обоих полов. Их удобно держать в руках (две и больше игрушек), носить с собой просто в кармане, брать в постель.

На начальном этапе развития режиссерских игр ребенок наделяет игрушечных зверей человеческими качествами, использует их тем же образом, что и кукол: селит в домики, водит в садик, к врачу и в магазин.

После появляются сюжеты «Зоопарк», «Сафари» или «Затерянный мир» (для него обязательно нужен набор с динозавриками). На этом этапе малышу понадобится огромное количество дополнительных предметов – кубики, конструкторы, игрушечные деревья, прочее.

Предметы-заменители выполняют функцию декораций: накрытая покрывалом подушка превращается в гору, лоскут синей ткани, расстеленный по полу – глубокая река.

Игры с фигурками животных и динозавров позволяют ребенку расширить познания об окружающем мире, флоре и фауне планеты Земля.

3. Машинки и фигурки людей

Если годовалый кроха просто катает машинку и получает удовольствие от того, что привел ее в движение своими собственными усилиями, младший дошкольник манипулирует ею сознательно.

Автобус возит пассажиров, грузовик – песок и веточки на «стройку», полицейский автомобиль под вой сирены (имитируемой ребенком) мчит на задержание хулиганов, а скорая помощь – лечить больную куклу.

Машинки также могут быть наделены человеческими качествами, нередко они разговаривают между собой.

В четыре года малышу становится мало одной задействованной в игре машинки, он распределяет роли между несколькими. Создается настоящее дорожное движение. Трассой для ребенка служит пол в комнате, асфальт или песочница.

Он начинает использовать дорожные знаки из игровых наборов или их заменители – палочки, веточки, прочее. Из кубиков и конструкторов малыш создает гаражи, стоянки, полицейские участки. Комната может превратиться в игрушечный город.

Транспорт уже не ездит сам по себе, ребенку нужны водители – фигурки людей и животных, маленькие куколки, солдатики, роботы, прочее.

В рамках одного процесса объединяются несколько сюжетов. Например, грузовик наполняется кубиками-кирпичиками, едет по дороге, останавливаясь на светофорах, привозит груз на стройку, рабочие на стройке возводят из кирпичиков дом, в котором селятся куколки.

4. Игрушечный театр

В дошкольном возрасте дети просто обожают домашний театр, в котором они могут быть режиссерами и исполнителями главных ролей одновременно. В магазинах игрушек сегодня можно отыскать готовые наборы для театра с куклами-перчатками и даже марионетками. Что же, можно купить и такой.

Но куда полезнее будет создать декорации самостоятельно, используя фантазию и творческий потенциал ребенка. Их можно нарисовать или сделать из предметов-заменителей. В качестве артистов могут выступать любимые игрушки малыша.

Первые представления должны быть по мотивам простых детских сказок, хорошо известных малышу. Хорошо, если количество персонажей в них будет ограничено. Уже в 4 года ребенку будет по силам поставить «Колобка», «Репку» или «Курочку-Рябу».

Ближе к школе уже можно организовывать представление с более сложным сюжетом, например, «Золушку», «Мойдодыра», «Красную Шапочку», прочее.

Учитывая значение режиссерской игры в психическом, духовном и социальном развитии ребенка, для родителей важно осознать необходимость создания предпосылок для ее развития. Они должны беспрерывно расширять базу знаний малыша, развивать его фантазию, помогать придумывать игровые сюжеты, а в случае возникновения трудностей во время самого игрового процесса – оказать доставочную поддержку.

Источник: https://detki.today/razvivayuschie-igryi-ot-4-do-6-let-rezhisserskie-igryi.html

Обзор ролевых игр для детей разного дошкольного возраста

Во что поиграть с ребенком 4 6 лет? Сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, настольные и подвижные игры для детей дошкольного возраста

Все дети любят играть. Чего уж там, многие взрослые с удовольствием вживаются в несвойственные себе роли и выпускают множество эмоций и накопившихся впечатлений от отдельных жизненных ситуаций. Известный психолог Л.С.

Рубинштейн говорил, что процесс ролевой игры позволяет ребенку не просто перевоплотиться в новую личность, но и во многом обогатить, углубить и развить свою собственную.

Именно поэтому рассмотрим интересные ролевые игры для детей дошкольного возраста, разбив их по возрастных категориям для удобства. Внесите в обычный досуг своих воспитанников новые краски!

Виды ролевых игр

Сюжетно-ролевых игр очень много. Есть традиционные, в которые играют ребятишки из поколения в поколение, а есть новые, навеянными тенденциями в сфере детского досуга. Дети и сами придумывают уникальные сюжеты и воплощают их в реальность. Однако, в зависимости от специфики самих ролей и их функций, все ролевые ролевые игры для детей можно разделить на несколько видов:

БытовыеИгры о семье, сверстниках, домашних праздниках. Самые распространенные: «Дочки-матери», «День рождения мамы», «Домашние посиделки». Чаще всего дети играют с куклами (например, в качестве ребенка) и демонстрируют то, что им известно об отношениях внутри семьи, между взрослыми.
Производственные производственных игр включает подражание тем или иным профессиям: строитель, механик, дворник, директор и прочие. Например, совместное сооружение шалаша – вполне может стать основной темой для детей, изображающих строителей.
ОбщественныеДети играют в ситуации, с которыми сталкиваются в социуме: поход в магазин, больницу, школу, в библиотеку или парикмахерскую.
Героико-патриотическиеРолевые игры данной направленности касаются героев войны и космоса. Чаще в них играют мальчики. Пользуясь моментом энтузиазма у ребят, педагог может рассказать немного об истории войн, полете Юрия Гагарина.
ЛитературныеПроизведения кино, мультфильмов, любимых книг – все это может стать основным содержанием игр для детей дошкольного возраста. Современные дети чаще отдают предпочтение в подражании волшебнику Гарри Поттеру и бегают с палками в качестве волшебных палочек, космическим героям из одноименного фильма. Дошкольники больше склоняются к полюбившимся сказкам: «Репка», «Теремок», «Кошкин дом» и прочие.
РежиссерскиеДети выполняют функции режиссеров, наделяя ролями кукол, зверей среди игрушек. Герои наделяются своим характером, манерой поведения, выбирается сюжет из уже знакомых или выдумывается свой.

Ролевые игры для детей младших групп (3-4 года)

Малыши раннего дошкольного возраста еще не совсем готовы к серьезным ролям вроде кондуктора, продавца в магазине, учителя и прочих сложных персонажей в играх. За то в своем возрасте они безумно любят новые эмоции.

Для детей 3-4 лет можно тоже подобрать множество интересных сюжетно-ролевых игр, в которых подражание соседу, самому себе в отдельных ситуациях – основная задача. Игровые действия носят условный характер, роли чаще всего не называются.

Ситуацию в игре ведет взрослый.

Получаем подарки

Цель игры: Научить детей испытывать благодарность. Ее лучше всего организовать во время очередного детского утренника, чтобы был повод получить презенты. Играть в сюжетно-ролевую игру могут даже детки с 2 лет.

Что будет необходимо: Разноцветные коробочки (столько, сколько играет детей), маленькие игрушки разной фактуры.

Воспитатель говорит с приподнятым настроением, что принес подарки для своих любимых ребят. Затем он называет каждого поименно, особо громко отмечая тех, кто «зевает» по сторонам. С каждой коробочкой, наполненной игрушкой, педагог подходит к детям и говорит: «(Имя), этот волшебный подарок для тебя!»

При этом делается небольшая пауза, чтобы дать возможность одариваемому сказать слова благодарности. Если «спасибо» не сказано, стоит поинтересоваться, что же нужно говорить, когда тебе дарят подарки. Если ребенок сам не может ответить на этот вопрос, то ему могут помочь другие члены группы или взрослые.

День рождения у куклы

Цель игры: Дать возможность ранним дошкольникам стать ближе к знаниям о столовом этикете, вежливости, внимательности. В ходе сюжетно-ролевой игры они осваивают новые понятия, касающиеся праздничного стола и сервировки.

Что потребуется: Другие куклы или игрушки, которые могли бы сойти за гостей именинницы, игрушечная посуда (тарелки, вилки, ложки, стаканы, салфетки, ножи), стол, стулья, скатерть для столика.

Поскольку ребята дошкольного возраста уже бывали в роли именинников не раз, они более-менее представляют, что происходит на данном мероприятии. Воспитатель торжественно объявляет, что у куклы сегодня день рождения, и она позвала на свой праздник гостей – именно им будут подражать воспитанники.

Им дается возможность составить комплекты подарков, которые они хотели бы преподнести. Затем именинница просит собравшихся гостей помочь ей накрыть на стол. Все ребята должны принимать активное участие. После подготовки гости усаживаются за стол и пьют чай с тортиком.

 Ролевые игры для детей очень интересны и познавательны.

Постановка сказки

Цель игры: Развитие внимательности, памяти, желания работать в команде.

Что потребуется: Хотя бы очень приблизительный антураж. Например, если сказка будет о репке, то дедке можно вручить какую-то импровизированную палку в виде трости, бабке – повязать платок на голову.

Воспитатель дошкольного учреждения заранее предлагает малышам роли и читает уже известную сказку. Педагог на своем примере показывает, как правильно подражать тому или иному персонажу.

Каждый ребенок составляет представление о ходе игры и легко втягивается, уже зная наперед сюжет.

Сделав постановку сказки поверхностно для детей младшей группы, вы сможете качественно преподнести ее на каком-нибудь утреннике в следующем году.

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет

Игровые действия в 4-5 лет несут уже четкий ролевой характер, подражание проявляется заметнее. Роли детям озвучиваются, но по ходу игры они могут меняться. Если в раннем возрасте малышам предлагались цепочки из одного-двух действий, то теперь они могут доходить до 4-х действий, в которых ребята сами держат игровую ситуацию.

Парикмахерская

Цель игры: Знакомство ребят с профессией парикмахера, выстраивание правильных отношений, пополнение словарного запаса.

Что будет нужно: Для парикмахеров потребуются халаты, инструменты (расческа, фен, заколки, резинки, флакончики и прочее), для клиентов – накидки и кресло.

Игра может протекать с куклами или между детьми, третий вариант – комбинированно. После стука в дверь в зал заходит кукла Маша. Она спрашивает у ребят, нет ли у них расчески, а то волосы совсем потрепались, косичка распустилась – ей хотелось бы получить помощь.

Кукле дети предлагают пройти в парикмахерскую, но при этом вносится уточнение: есть женский и мужской залы, дополнительные услуги маникюра, педикюра, бритья. Парикмахеры встают за рабочие места и принимаются за инструменты. Начинают приходить все новые и новые клиенты, оставляют свои отзывы.

Ребята узнают в процессе подражания, какие существуют понятия в парикмахерском деле, каковы обязанности специалистов.

Школа

Цель игры: Выясняются представления детей о школе, принципу получения и оценке знаний, зарождение в них желания учиться, уважения к труду педагогов, пополнение словарного запаса.

Потребуется: Школьные принадлежности (ручки, тетрадки, карандаши и прочее), доска, мел, указка, книжки в качестве учебников, азбука.

Для начала воспитатель проводить разъяснение о том, что такое школа, что там происходит, что делают ученики и педагоги. Среди ребят выбирается один учитель, который дает задание остальным – все выполняют его одновременно.

Далее наступает другой урок, выбирается новый учитель. В качестве предметов могут выступать следующие: математика, пение, физкультура, родной язык, изо и прочие. Хорошим решением будет даже составить расписание.

заданий выбирается ребятами.

Зоопарк

Цель игры: Развитие познаний детей о жизни, привычках, питании, обитании различных животных, воспитание в них гуманного отношения к братьям нашим меньшим.

Будет нужно: Звери из игрушек, которые знакомы и понятны детям, импровизированные клетки, деньги, билеты (можно вырезать из бумаги и подписать).

Педагог приглашает всех своих воспитанников в зоопарк и сам садится за «кассу». Проданные билеты дети вручают тому же воспитателю или выбранному контролеру. Войдя в зоопарк, они рассказывают об увиденных животных, составляют полную картину имеющихся знаний, а взрослый учит их важным принципам ухода за животными.

Ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Спектр возможных игр у детей в 5, 6 и, тем более, 7 лет существенно расширяется. Играть можно практически в любые профессии, сказочных героев, которым легко дается подражание. В игровых действиях могут отражаться деловые отношения (подчинение, сотрудничество). Роль за каждым ребенком сохраняется до конца сюжетного ряда, который полностью совпадает реальным отношениям между людьми.

Магазин

Цель игры: Развитие понимания различности продуктов питания, одежды, средств гигиены и прочего, чувства желания помочь друг другу, расширение словарного запаса.

Необходимо: Для раскладывания на прилавки можно использовать игрушки, отражающие суть товара, или карточки с изображением еды, вещей, мебели и прочего. Потребуются деньги, по возможности – касса.

Воспитатель предлагает детям разместить на импровизированных прилавках супермаркет с разными отделами (фруктовый, молочный, овощной, мясной, отдел одежды, обуви, канцелярских товаров, книг и прочего). Дети сами сортируют товар и выбирают роли. Дошкольники могут быть покупателями или сотрудниками магазина.

Когда покупатели приходят в магазин, они советуются по поводу качества, свежести, размера – того, что свойственно той или иной категории – расплачиваются и забирают покупку.

По мере взросления детей ассортимент в магазине может пополняться новыми видами, усложнить задачу можно сбором правильного набора продуктов первой необходимости.

Аптека

Цель игры: Повышение знаний о работе фармацевта, заведующего и кассира, лекарствах и болезнях.

Потребуется: Витрины, коробочки в качестве медикаментов, деньги, бланки с рецептами.

Перед началом игры педагог рассказывает детям о принципе работы аптеки, знакомит их с обязанностями заведующей, которая регулирует разные вопросы, заказывает новые препараты, принимает от населения травы для изготовления лекарств. В игре распределяются роли заведующей, жителей, собирающих травы, кассира, фармацевта и покупателей. В аптеке важным правилом будет выдача таблеток строго по рецептам.

В кафе

Цель игры: Дети 5, 6, 7 лет усваивают этикет, правила поведения в общественных местах, изучают функции официантов, поваров, администратора.

Будет нужно: посуда для приготовления и подачи еды, сама еда, фартуки для поваров, разносы.

Ролевая игра может начаться с визита в кафе кукол. Например, у какой-то из них день рождения, и она пригласила гостей в кафе.

Дети делят роли, в соответствии с которыми происходит подражание: повара, официанты, встречающий посетителей администратор, гости.

Они стараются быть максимально вежливыми и выполнять все, что требуется. Довольные клиенты благодарят за вкусную еду и отличное обслуживание.

Ролевые игры для детей — важное направление педагогической деятельности. Побывав в имитированном магазине, ребята смогут правильнее повести себя в настоящем, помочь родителям выбрать продукты, оценить обстановку.

Даже ранний дошкольный возраст не является помехой ля организации сюжетно-ролевых игр, ведь в свои 3 года ребенок уже имеет представление о жизни, пусть и очень условное.

Играйте, развивайте, подключайте родителей на утренниках – делайте досуг ребят интересным!

Источник: http://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/interesnye-rolevye-igry-dlya-detej-raznogo-doshkolnogo-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.