В чем заключается воспитание детей?

Содержание

3 принципа воспитания детей: любовь, поддержка и личній пример

В чем заключается воспитание детей?

На родителей возложена непростая миссия – вырастить из малыша настоящего человека. Это касается как интеллектуального развития ребенка, так и его нравственно-моральных ценностей. Однако, понятие «воспитанный ребенок» само по себе неоднозначно.

Оно подразумевает под собой массу критериев: поведение в обществе, мировоззрение, образованность, культуру и много других факторов. Вопросы воспитания детей – это довольно сложный массив правил, информации и постулатов, которые, чаще всего трудно систематизировать родителям.

Для того, чтобы досконально разобраться в теме воспитания ребенка, необходимо знать фундаментальные принципы, которые помогут в дальнейшем понять сущность механизма «выращивания» детей, превращения их в достойных людей.

Среди профессионалов в сфере детской психологии принято выделять основные принципы, которых насчитывают всего три.

Принципы воспитания базируются на любви и поддержке родителей

По сути, они известны практически каждому взрослому человеку, но о них часто забывают.

Если в процессе воспитания руководствоваться такими несложными правилами, то вероятность того, что влияние родителей на ребенка будет позитивным — увеличивается в разы.

Ребенок будет правильно развиваться и превращаться в цельную, сильную личность, уверенную в себе и в своих силах.

Принцип № 1: любовь к ребенку

Без сомнения можно утверждать, что каждый родитель любит свое чадо. Но так важно любить ребенка всецело: принимать его недостатки, плохие стороны, понимать его слабости, толерантно относиться к его капризам. Закономерности родительского воспитания таковы, что отец и мать не хотят видеть ребенка в плохом свете, не терпят его недостатки, пытаясь «перекроить» дитя.

Действительно, те негативные качества, которые можно и нужно искоренять, необходимо ликвидировать полностью или же ослабить их.

Любовь родителей должна быть безусловной к каждому ребенку

Но это относится к тем случаям, когда они не представляют собой сущность ребенка. Например, чадо гиперактивно и не может сидеть на одном месте, постоянно в поиске новых приключений. Не нужно пытаться запереть его пол семи замками в комнате, чтобы тот не влез в какую-то передрягу.

Любящие родители не увидят в чрезмерной активности недостаток: они найдут ей полезное применение, записав сына или дочь в спортивную секцию или на интересный кружок, где эта активность будет большим преимуществом. Или же, когда ребенок очень чувствительный, ласковый и мягкий, любящие родители не прозовут его «нытиком» (особенно это касается мальчиков).

Они найдут этим качествам свой выход: например, реализация в творчестве.

Любовь и уважение в семье передается по наследству

Примеров можно приводить массу. Любовь к ребенку в процессе воспитания отвечает совершенно за все.

Уважая дитя, прислушиваясь к нему и стараясь его понять, родители получат личность, которая с таким же уважением и толерантностью относится к окружающему миру.

Очень часто ребенок не может достучаться до мамы или папы, рассказать о том, что его тревожит или высказать свои желания, так как родители заняты своими делами. Уделив своему чаду немного времени, выслушав его и поняв, родители не теряют так много своего времени.

Всего пару минут способны изменить многое, дать ребенку ту необходимую поддержку. Закономерности истерик и капризов ребенка таковы, что причиной служит невнимание родителей. Выслушав сына или дочь, можно искоренить такие странные, бурные проявления эмоций. Ребенок сможет узнать, что такое любовь и научиться ей только в атмосфере любви.

Принцип № 2: поддержка вопреки всему

Любому человеку хочется, чтобы его близкие всегда были на его стороне и вступались за него в неприятных ситуациях, если для этого есть необходимость. Точно так же дело обстоит и с детьми.

Чувство вины, которое может съедать сутками, постоянная борьба и конкуренция – это те факторы, которые могут повлечь развитие неустойчивой психики и развитие комплексов.

В процессе воспитания необходимо давать как можно больше поддержки и одобрения ребенку при любых обстоятельствах. Даже если он не совсем прав.

Поддержка родителей — для ребенка главное

Это не означает, что нужно закрывать глаза на аморальные поступки, плохое поведение или любые другие негативные стороны ребенка.

Естественно, нужно поговорить, объяснить неправильность действий чада, направить его на истинный путь. Рассказать, что есть «плохо», а что – «хорошо». Но, не смотря на это, вопреки всему ребенку нужна поддержка.

Ругая его за неправильные поступки, нельзя забывать о доброте и благосклонности к нему. «Чтобы ни случилось – я всегда буду рядом», — это те слова, которые хочет услышать малыш. Таким образом, у него пропадет желание делать что-то на зло, совершать пакости.

Он прочувствует на себе добро. Ему захочется самому творить добро.

Поддержка в подростковом возрасте важна особенно

Иной пример: часто не только детей, но и взрослых людей считают воспитанными тогда, когда они отказываться от своих желаний и делают так, как удобно для окружающих. В обществе принято, что со всеми нужно делиться и не жадничать. Быть жадиной – плохо.

Но если та самая «отдача» приносит вред человеку (внутренний дискомфорт, например), то зачем идти в ногу со стереотипами и пытаться всем угодить? Ребенок не хочет делиться своими игрушками с наглыми детьми, но для приветливых и вежливых он всегда рад дать их.

Боевой посыл одного ребенка вызывает боевую реакцию второго, а окружающие осуждают так званую «жадину». Зачем ругать свое чадо за нежелание поделиться игрушками с наглецом? Нужно поддержать его, это ваш ребенок и его желания стоят превыше любого из окружающих.

По сути, он имеет право распоряжаться ими так, как пожелает. Поддержка близкого человека в подобных ситуациях необходима как воздух.

Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя

Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей.

Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас.

Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!

Английская пословица о примере родителей

Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем.

Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.

Дети копируют родителей во всем

Совет родителям: никогда не выясняйте отношения на глазах у своих детей. Пребывая в атмосфере ссор и скандалов, ребенок также растет конфликтной личностью, считая, что это вполне нормально.

Действие принципов

Мало просто знать данные принципы и стараться ими всегда руководствоваться. Самым важным в процессе воспитания является осознанность родителей. Что это означает? Да то, что родители должны четко видеть цель воспитания.

Можно бесконечно любить ребенка, во всем его поддерживать и самому быть человеком с большой буквы, но не пытаться прогнозировать будущее и представлять конечный результат. На основе трех вышеизложенных принципов механизм воспитания будет на более качественном уровне.

Тем не менее, мама и папа должны осознавать, каким человеком они хотят видеть свое чадо в будущем.

В современное время имеют место быть закономерности, которые так же нельзя забывать: материальная обеспеченность, образование и развитие умений личности – это залог успеха в будущем.

Развитие личности — направления

Как ни крути, без материальных благ сейчас трудно ощущать себя полноценным человеком. Это касается как элементарных потребностей (еда, одежда, жилье и прочее), так и реализации духовных потребностей (путешествия, книги, посещение секций и кружков).

Родители должны осознавать, что мало родить дитя. Нужна материальная база для того, чтобы его вырастить. Нужно осознание этого. На таком материальном фундаменте возможно построить крепкий дом под названием «личность».

В таких условиях основные принципы воспитания будут действовать на все 100 процентов.

Чаши весов с «интеллектуальным развитием» и «моральным развитием» не должны перевешивать больше в одну или другую сторону.

Хоть тенденция современности такова, что роль образования постепенно снижается, нельзя этим пренебрегать. Важно, чтобы закономерности системы образования были соблюдены именно вашим ребенком. То есть на конечном этапе была достигнута цель: ребенок реализовал себя в выбранной профессии и стал высококвалифицированным, востребованным специалистом.

Для этого необходимо прислушиваться к желаниям своего чада, осознанно выбрать сферу будущей деятельности и подобрать достойное учебное заведение. Чтобы ребенок после окончания ВУЗа не скитался по разным работам, которые не имеют отношения к специальности его образования, необходимо на самом начальном этапе определиться со сферой будущей профессии.

Поддержка родителей в выборе профессии

Для четкого и качественного действия каждого из принципов необходимо развивать в ребенке его способности, заложенные природой.

Нужно это для того, чтобы ребенок смог себя в будущем реализовать, достигать целей, быть удовлетворенным своей жизнью, быть счастливым.

Осознанно подходя к таким вопросам, родители формируют личность, которая так же осознанно будет принимать решения, решать жизненные задачи и получать удовольствие от самой жизни.

Совет родителям: известный педагог и психолог Ушинский К.Д. отмечал, что основа грамотного развития ребенка – это воспитание родителями.

В свою очередь, образование – это всего лишь дополнение, хоть и обязательное; одного интеллектуального развития мало; родительское руководство (мудрость, умения, навыки, которые передаются ребенку) – это, в своем роде, капитал, благодаря которому ребенок будет жить самостоятельно и независимо.

Принципы воспитания в семье — основа развития детей

Пускай современный социум диктует новые правила. Это никак не влияет на основополагающие принципы воспитания детей. Родители, адаптируясь к новым тенденциям жизни, уже привносят то необходимое, что поможет ребенку чувствовать себя комфортно в обществе.

Любовь, поддержка и вера – это волшебные вещи, способные сделать любого человека творцом своей жизни! А родители – это те самые наставники, которые могут передать все это волшебство своим потомкам. Достойной жизнью живут только те, кто смог осознанно преодолеть все преграды, принимать решения и дарить свою любовь.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/printsipy/3-printsipa-vospitaniya.html

В чем заключается суть воспитания ребенка? | блог

В чем заключается воспитание детей?

Оглядываясь назад, в советское время, задумываешься: «А в чем тогда заключалась суть воспитания?» Тогда всех детей старались привести к одной норме через строгость, послушание, вдалбливание в голову правильных истин.

Сегодня все совсем по-другому. Взгляды на воспитание, на то, как жить и общаться с ребенком изменились, стали более разнообразными. Сегодня в центр внимания ставится личность ребенка, а не его поведение. Личность шире, чем поведение.

Поведение – это то, как человек действует, а личность – это то, как он мыслит, к чему стремится, что ценит и считает важным. Поведение может быть выученным и застывшим, а личность всегда развивается.

Чтобы воспитание шло успешно, нужно, в первую очередь, понять, что нужно ребенку, каковы его потребности.

Любовь и принятие

Любой ребенок, как и вообще любой человек в мире, хочет, чтобы его любили и принимали. Говорили ему: «Ты мой хороший», «Ты мой любимый».

Принятие и любовь развивают у ребенка чувство безопасности, уверенности, способствуют полноценному развитию личности.

У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен», «Я любим», «И я люблю вас тоже», которая конкретизируется в следующих детских установках:

  • Я получаю удовольствие, когда нахожусь рядом с близкими мне людьми.
  • Я доверяю им и уважаю их точку зрения.
  • Мои близкие и доверительные отношения с родителями не ущемляют моей свободы.
  • От меня не требуют постоянно действовать так, а не иначе.
  • Окружающие доверяют мне.
  • Я могу ошибаться, но это не означает, что я плох или глуп.
  • Когда я слаб, я могу попросить помощи, и это не унижает меня
  • Наказание не означает, что родители перестают меня любить. Просто мы не поняли друг друга.

Такие установки являются большим достижением для детей дошкольного возраста. Детей с такими установками отличает высокая самооценка, уверенность в себе, хорошие социальные контакты.

Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности , то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей.

Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.

Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Подобные знаки просто необходимы ребенку. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Потребность в развитии

Развитие – это природная тяга к новым впечатлениям, обучению, совершенствованию. Организм ребенка запрограммирован на развитие, и это стремление можно выразить словами: «Я сам!». Это говорит о том, что у ребенка есть потребность в САМОразвитии. В 1,5-2 года он еще букву «С» не выговаривает, а уже заявляет: «Я шам!».

В этом же возрасте возникают первые протесты детей на указания родителей, в ответ на подавление их стремлений к самостоятельным действиям, можно сказать больше – к свободе. Давать ребенку свободу – это не означает отпускать его на «все четыре стороны», мол пусть делает все, что хочет. Нужен ненавязчивый контроль.

Родители должны его учить, передавать достижения культуры и цивилизации, и самое главное это должно происходить ненавязчиво, осторожно.

Эмоции

Эмоции – это лучший индикатор того, что происходит с ребенком. Если его потребности не удовлетворяются, то возникают отрицательные эмоции. Следовательно, необходимо искать причину – дома, в школе, в детском саду.

Важно уметь работать с эмоциями, причем не только ребенка, но и своими тоже. Надо не только понимать чувства, но и обсуждать их, обсуждать деликатно. Если вы спросите ребенка в лоб: «Что с тобой?», то он ответит: «Ничего!» или «Нормально!».

Особенно часто так отвечают подростки. Начиная с 12-13 лет они обычно закрываются и живут, не обсуждая с родителями свой внутренний мир, так как считают, что родители их не понимают. А на самом деле умелая беседа «по душам» им очень нужна.

Для эмоционального благополучия ребенка необходимо общаться с ним в доброжелательном, позитивном тоне. Ему нужно внушать уверенность, что он хороший, сильный, выносливый: «Ты упал и не заплакал – молодец!», «Ты умеешь стойко переносить трудные ситуации!». Вот такие эмоциональные поддержки очень важны для ребенка.

Умение договариваться заранее

О многих вещах с детьми нужно договариваться заранее. Опыта и ума у родителей предостаточно, что предусмотреть, где ребенка может подстерегать трудность, неудача, обида и даже опасность и, тем самым, подготовить его к этому.

Особенно важно заранее готовить детей к предстоящим подростковым проблемам. Надо заранее беседовать с детьми на разные темы – от уколов до влюбленности.

Нужна культурная и психологическая профилактика до того, как им придется вытерпеть боль, или их захлестнут подростковые эмоции. Иначе уже будет поздно!

Как найти «золотую середину»?

Сочувствовать или общаться строго, чтобы закалять? Некоторые считают, что, проявляя внимание, слушая и сочувствуя, можно размягчить ребенка, сделать его слабым и зависимым. Он, мол, может перестать справляться с трудностями и сразу бежать к маме. Очень хорошо эта тема раскрыта в книгах Ю.Б.

Гиппенрейтер, которые советую вам прочитать. Описать, как нужно общаться с ребенком в двух словах просто невозможно, ведь для каждого ребенка и для каждой ситуации должен быть свой, индивидуальный подход. Где-то нужна строгость, а где-то можно и посочувствовать.

В общем нужно стремиться искать «золотую середину».

Еще одна «золотая середина» между принуждением и свободой. В последнее время родители стали «перегибать палку» в сторону принуждения. Дети сейчас стали «рабами» школьных требований, всяких мнений, мод и новых «трендов». Родители стараются детей усиленно развивать, «сдают» в секции, кружки, специальные школы.

У них нет свободного времени, они мало играют, мало предоставлены себе, не могут заниматься тем, что им нравится, к чему их тянет. Родители все это перекрывают «расписанием» их жизни. И тогда возникают конфликты принуждения. Не препятствуйте свободному течению жизни и развития ребенка.

Подумайте, не стоит ли за вашими усилиями некий искусственный «проект» ребенка, в который вы хотите его втиснуть? Этот «проект» может ему очень навредить.

Известный академик, вырастивший многих кандидатов и докторов наук, поделился одним своим наблюдением: «По моему опыту, — сказал он, — если человек пошел не в ту профессию, о которой мечтал в 15 лет, он не будет счастлив. В нем и дальше, в 40-50 лет, будет сидеть чувство неудовлетворенности».

Давайте работать над тем, чтобы сделать счастливым и удовлетворенным вашего ребенка, да и себя тоже! Кому интересны подобные темы, рекомендую прочитать книги Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», «Продолжаем общаться с ребенком.

Так?», «Счастливый ребенок: новые вопросы и новые ответы». Юлия Борисовна Гиппенрейтер – один из самых известных в России детских психологов.

Огромный практический опыт автора, реальные случаи из жизни делают ее книги незаменимыми помощниками для всех мам и пап.

Источник: http://budtezzdorovy.ru/schastlivyj-rebyonok/v-chem-zaklyuchaetsya-sut-vospitaniya-rebenka.html

Что входит в обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей?

В чем заключается воспитание детей?

Редко можно встретить семьи, где родители не уделяют особого отношения воспитанию своего ребенка. С детства детям стараются привить хорошие качества, помочь в изучении и познании окружающего мира, дать хорошее образование.

И редко кто из нас задумывается, что все эти аспекты воспитания ограничиваются законодательством.

Законодательство в отношении воспитания и содержания детей

Забота о детях – обязанность родителей малыша, которая установлена конституцией России (часть вторая, статья тридцать восьмая).

Двенадцатая статья СК РФ в достаточно лаконичной и четкой форме регламентирует суть прав и обязанностей родителей разных категорий – начиная от супругов, находящихся в законном браке, заканчивая опекунами и пр.

Государство уделяет колоссальное внимание воспитанию молодого поколения. Это можно понять, изучив огромное количество правовых актов и документов, общее число которых превышает цифру 140.

Однако вопреки этому факту вопрос обязательства родителей, осознания ими роли семейных ценностей в воспитании малыша остается по-прежнему насущным.

Подробнее узнать о процессе образования ребенка можно из Закона России «Об образовании» за номером 273-ФЗ, датированного 2015 г. Также в данном документе можно ознакомиться с перечнем прав и обязанностей представителей малыша, касающихся сферы обучения.

К примеру, наряду с выбором школы или организации обучения родитель обязан проявлять интерес к методам обучения и сертификатам учебного заведения, в соответствии с которыми осуществляется учебная деятельность.

Родители должны обеспечивать качественные медицинские обследования ребенку в случае необходимости, а также защищать интересы и права самого ребенка. Однако соблюдение различных внутренних порядков, установленных в учебном заведении, является обязанностью родителей.

Родители обязаны активно способствовать разрешению всех споров и конфликтов в образовательном заведении, непосредственными участниками которых являются их дети, для того чтобы не обострять сложившуюся неприятную ситуацию и не подключать представителей ООП.

Согласно 63 статье СК РФ воспитание малыша подразумевает прививание ему хороших манер, всестороннее развитие, обучение нахождению в обществе. Поэтому воспитание чада должно быть не только физическим, но и духовным.

Воспитание ребенка – задача непростая. Для того чтобы вырастить достойного и порядочного члена общества, необходимо приложить максимум усилий и времени. Это ежедневный и поистине тяжелый труд.

Согласно 80 статье СК РФ, родители также обязаны содержать своего малолетнего ребенка. Обеспечивать малыша необходимо не только питанием и одеждой, но и играми, лечением, отдыхом, образованием. Все эти нужды должны быть удовлетворены в соответствии с возрастом, уровнем развития и потребностями малыша.

Если супружеская пара по какой-либо причине подала документы на развод, то тому члену семьи, с которым остался маленький ребенок, полагаются алименты от второго супруга на содержание

Стоит отметить, что деньги на нужды ребенка могут начисляться по соглашению между папой и мамой без привлечения судебных органов.

Содержать детей обязаны родители до момента, когда ребенок станет совершеннолетним или эмансипированным.

Если по определенным причинам родители ребенка не живут вместе, то это не означает, что один из супругов имеет больше или меньше прав на воспитание малыша. В данном случае место жительства не играет никакой роли, а значит, оба родителя обязаны принимать участие в процессе развития ребенка в равной степени.

Исходя из этого, законом предусмотрено наказание за препятствие встречам ребенка и одного из его законных родителей (данное право не распространяется на случаи, когда во время семейных встреч ребенку был нанесен психологический или физический вред).

Примером может послужить ситуация, когда после встреч с одним из родителей малыш возвращался со следами жестокого или небрежного обращения (синяки, ушибы) или в слезах. В таком случае мать или отец могут оспорить право второго супруга на встречи с ребенком в суде. Для того чтобы суд встал на сторону одного из родителей, ему необходимо собрать доказательства, а именно – зафиксировать побои.

Также если родители хотят подстраховаться, то оба супруга могут подписать договор, в котором будет указано точное время и порядок проведения встреч с ребенком, а также других обязанностей и прав родителя.

Совет: если стороны не могут прийти к соглашению, оформить договор можно в судебном порядке.

В случае, когда один из законных представителей или родителей ребенка не выполняет своих обязательств, к нему применяются определенные меры, установленные действующим законодательством РФ.

Если были выявлены случаи неоднократного нарушения прав ребенка, то ответственность за малыша может быть передана другому родителю (обратите внимание на то, что мнение ребенка при решении данного вопроса также будет играть немаловажную роль).

Также вопреки тому, что фактически один из родителей не может находиться рядом с ребенком, он имеет право на получение достоверной и полной информации о нем от любых государственных учреждений.

Родитель может быть лишен такого права только в случае, если его осуществление будет угрожать жизни и здоровью ребенка.

Однако любой отказ на основании вышеупомянутого закона может быть оспорен в суде.

Если происходит неисполнение родительских обязательств

Подавляющее большинство родителей воспитывают своих детей в соответствии с устоявшимися в обществе правилами и обычаями, не обращая внимания на существующий закон. Поэтому не все и не всегда воспитывают своих детей в соответствии с буквой закона.

Обязанности считаются невыполненными или выполненными не в полном объеме в случае, если ребенок:

  • не систематически посещает уроки в учебном заведении;
  • не способен подобающе вести себя в обществе;
  • ворует, попрошайничает;
  • употребляет алкогольные напитки или наркотики и т.п.

Как правило, дети очень легко находят себе занятие, если родители не уделяют им внимания, не контролируют или вовсе их игнорируют. И, как правило, эти занятия не всегда приводят к хорошему финалу. Именно поэтому нерадивые родители могут понести наказание.

Чем грозит ненадлежащее исполнение родительских обязанностей?

Родителям, которые должным образом не справляются с выполнением своих обязанностей и прав по отношению к своим детям, не вступившим в возраст восемнадцати лет, грозит административная ответственность (часть 1, статья 5.35 КоАП РФ). На первый раз родитель может ограничиться предупреждением или штрафом.

Если же неисполнение прав и обязанностей одного из родителей отягощено жестоким обращением с малышом, то законодательство может усилить наказание. Согласно УК РФ (статья 156) родитель должен понести уголовное наказание, выплату большого штрафа или отработку сроком до четырехсот сорока часов или же три года обязательных работ.

При наличии целого ряда оснований, проявляющихся в совокупности неисполнения обязанностей перед детьми, а также намеренном вреде малышу, родитель может быть лишен родительских прав (по статье 69 СК РФ).

Также на основании статьи 73.2 суд может принять решение относительно ограничения прав родителя. Это, как правило, происходит в случае, если есть реальная угроза для малыша, исходящая от одного из родителей.

Кто контролирует исполнение?

На практике в большинстве случаев общественность и учебные заведения играют немаловажную роль в выявлении неблагополучных семей, в которых ребенок может постоянно подвергаться насилию со стороны взрослых или же пребывать в ненадлежащих условиях, если родители выпивают или ведут аморальный образ жизни.

Также органы правопорядка занимаются выявлением семей, в которых могут нарушаться личные права и свободы ребенка. Они берут на особый контроль семьи, где вынуждены расти дети, с воспитанием которых родители не могут справиться самостоятельно.

Однако только органы опеки следят за тем, как родителями исполняются их права и обязанности перед родными детьми, которые еще слишком малы для самостоятельной жизни. Представители органов опеки и попечительства могут не только выбрать опекуна для ребенка, но и:

  • Поместить малыша в специализированный центр;
  • Защитить права малыша в судебных инстанциях;
  • Играть ключевую роль на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних.

Однако вопреки всем вышеупомянутым фактам, количество неблагополучных семей, в которых есть малолетние дети, не снижается.

Немалую роль в становлении ребенка играют также школьные и дошкольные учреждения, соседи, участковый и все неравнодушные люди, находящиеся рядом с ребенком. Ведь помочь малышу встать на правильный путь можно только в таком возрасте, когда ребенок не успел окончательно потерять желание к комфортным условиям для жизни.

Профилактические меры могут оказать положительный эффект только в случаях, когда ребенок действительно хочет изменить свою жизнь в лучшую сторону, а также когда другие члены семьи готовы измениться ради того, чтобы у их малыша было светлое будущее.

Источник: http://UrOpora.ru/roditelskie-prava-i-obyazannosti/obyazannosti-roditelej-po-vospitaniyu-i-soderzhaniyu-detej-2.html

Роль и обязанности отца в воспитании ребенка

В чем заключается воспитание детей?

Все знают, какое важное значение отводится матери в жизни ребенка, ведь именно этот человек способствует правильному формированию характера и личности малыша.

Однако не стоит недооценивать и роль отца в воспитании ребенка, особенно в семье, где растет мальчик. Правда, по словам психологов, в любви отца одинаково нуждаются и мальчики, и девочки.

Очень хорошо, если дети имеют возможность много времени проводить со своим отцом, ощущать на себе его заботу, любовь и ласку.

Значение участия отца в воспитании ребенка

Значение отца в воспитании ребенка, его развитии и жизни очень большое. При этом чтобы передать своему сыну или дочке собственные жизненные ценности, общаться с малышом нужно с первых дней его появления на свет. Мужчина должен ежедневно уделять достаточно времени для малыша, чтобы тот ощущал его присутствие и физически, и эмоционально.

Каждый мальчик или девочка должны быть уверены в том, что отец в любую минуту сможет отодвинуть на второй план все свои дела и провести время с дочкой или сыном. При таком поведении мужчины в семье дети всегда будут обращаться к нему с любой проблемой.

Чувство отцовства приходит гораздо позже, чем ощущение роли материнства. Участие отца в воспитании ребенка во многом зависит от поведения женщины, ее задача – привлечь своего мужа к уходу и воспитанию малыша.

Для этого достаточно попросить мужа посидеть с крохой и присмотреть за ним, пока мама будет заниматься домашними делами. Одни мужчины сами проявляют желание помочь своей супруге, других – нужно хорошо попросить.

Роль отца в воспитании детей в семье многими людьми недооценивается, однако, сами психологи утверждают, что ребенок, который вырос в полноценной семье, существенно отличается от воспитанного в неполной семье. Дело в том, что мама и папа создают для своего ребенка модель для подражания, именно поэтому так часто дети наследуют поведение своих родителей.

Для благополучного развития личности ребенка очень важно создать идеальную модель межличностных отношений в семье, где нет насилия и жесткости, а царит любовь, верность и взаимопонимание.

Мама у девочки и мальчика должна ассоциироваться с заботой, лаской и нежностью, а папа – олицетворять защиту, силу, твердость характера. Непременно все эмоции, которые малыш пропустил через себя в детском возрасте, он применит их в своей взрослой жизни.

Папа для ребенка является наглядным примером того, как должен вести себя настоящий мужчина.

Человек, который с рождения не ощущал двух разных миров – мужского и женского в лице папы и мамы, становится достаточно ограниченным в своих возможностях. Таким людям гораздо сложнее ориентироваться в окружающей среде, чем тем, которые выросли в полноценной семье, где воспитанием наравне занимались оба родителя. Общение малыша с папой и мамой закладывает правильные основы в его характере.

Психология воспитания детей: роль и авторитет отца для сына

Какое участие принимает отец в воспитании ребенка, в частности мальчика, максимально точно ответят только специалисты. Мальчику, начиная с раннего возраста, необходима дружба и одобрение со стороны отца относительно его поступков.

Авторитет отца в воспитании детей гораздо выше, чем мамы, так заложено самой природой. Большинство мужчин, придя с работы, желают прилечь и расслабиться, даже не догадываясь о том, насколько их сыновья нуждаются в общении с папой. Чтобы ребенок не ощущал себя брошенным и ненужным, можно уделить ему всего лишь 15 минут.

Этого времени достаточно для того, чтобы ваш сын убедился в сильной отцовской любви.

Многие мужчины в общении с сыновьями допускают одни и те же ошибки: они стараются сделать мальчиков идеальными во всех отношениях, что мешает их приятному и непринужденному времяпрепровождению.

Если мужчина увлекается одним из видов спорта, практически всегда он старается привлечь к этому занятию и своего сына, даже не спросив, интересно ли это малышу.

Мальчики не становятся мужчинами по духу только потому, что они являются представителями мужского пола, этому способствует положительный пример, который они берут от своих отцов.

Категорически запрещено ругать мальчиков за их, как кажется иногда отцам, немужское поведение, например, когда сын начинает плакать или расстраивается из-за мелочей.

Психологи настоятельно рекомендуют родителям не стыдить мальчиков в таких ситуациях. Функции отца в воспитании ребенка не сводятся к тому, чтобы мужчина наказывал мальчика.

Важно правильно выстроить отношения, чтобы они были доверительными и дружескими весь период развития ребенка.

Роль отца в воспитании дочери тоже велика, ведь от этого зависят отношения девушки с мужчинами в будущем. Девочка нуждается в том, чтобы отец говорил ей комплименты, поддерживал ее, а если надо – давал полезные советы. Общеизвестным является факт, что девочки в будущем выбирают себе мужчин, напоминающих отца.

Психологи утверждают, что практически каждая девушка на подсознательном уровне ищет себе мужчину, сильно похожего на своего отца. В подростковом периоде любое, грубо или нетактично сказанное слово в адрес дочери, может нанести ей глубокую душевную травму.

Именно поэтому крайне важно, чтобы отец у девушки ассоциировался с добротой, поддержкой, любовью и уважением.

Обязанности отца в воспитании ребенка сводятся к тому, чтобы мужчина вместе со своей женой – матерью малыша, дал почувствовать сыну или дочке, что их любят, заботятся и гордятся ими. Такой подход является самым правильным, он способствует развитию хороших взаимоотношений между двумя родными людьми.

Чтобы ребенок уважал отца, женщина всеми силами должна поддерживать авторитет своего мужа. Гармоничному развитию ребенка в семье будет способствовать взаимопонимание и взаимоуважение между родителями.

Важно, чтобы в воспитании и мама, и папа придерживались одной позиции, иначе у сына или дочки может возникнуть дезориентация. В таких случаях, чаще всего, говорят о «трудном ребенке».

Если мама говорит одно, а папа – другое, ребенок не понимает, кого слушать, он становится капризным, раздражительным и агрессивным, а в некоторых случаях, наоборот, замыкается в себе. Этого никогда не случится, если малыш будет расти в любви, тепле и ласке.

Воспитание детей дошкольного возраста: роль отца в патриотическом воспитании ребенка

Роль отца в воспитании детей дошкольного возраста переоценить невозможно, именно в этот период в маленьком человечке закладываются основные черты его характера и отношение к жизни.

Отец должен больше времени проводить со своими детьми, дарить им любовь и заботу.

Выбор развлечений и способа свободного времяпрепровождение желательно поручить самому малышу, ведь лишь он сам знает, чего действительно хочет.

Поможет самостоятельно разобраться в роли отца в воспитании детей психология взаимоотношений ребенка и родителей. Имея возможность, стоит обратиться за советом или помощью к детскому психологу, чтобы убедиться в правильности своего поведения в семье и если надо, изменить его.

Отец своему ребенку обязан привить не только любовь к жизни, окружающим людям, но и стране, в которой живет его сын или дочка.

Роль отца в патриотическом воспитании ребенка в том, что мужчина должен научить своих детей любить землю, на которой они растут.

Безусловно, эта задача больше возлагается на педагогов, однако, при желании можно еще в дошкольном возрасте заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Роль отца и цели воспитания детей зависят еще и от традиций, которые существуют в семье. В большинстве семей соблюдается патриархат, но известны и такие случаи, когда живут согласно принципам матриархата.

Статья прочитана 17 141 раз(a).

В современном мире основы безопасности жизнедеятельности детей включают в себя не только защиту от негативных факторов внешней среды. В первую очередь родителям необходимо …

Обеспечить повседневную безопасность ребенка дома – это задача каждого современного родителя. Следует понимать, что привычный для взрослого человека мир представляет …

Обеспечить безопасность детей на улице очень сложно, но основные принципы этого процесса, изложенные в предлагаемом материале помогут сделать это каждому родителю. …

Проблема взаимоотношений родителей и подростков стара как мир. Даже если разница в возрасте между вами и вашими детьми невелика, недопонимания по некоторым вопросам …

Травля детей в школе или Интернете – явление в современном жестоком мире явление весьма распространенной. В психологии этот процесс называют термином «буллинг» (в …

Компьютерная зависимость в среде детей и подростков давно приобрела угрожающие масштабы. Школьники сутки напролет могут проводить в Сети, общаясь в соцсетях или играя. …

Нередко уже в подростковом возрасте появляется зависимость от вредных привычек. Самые распространенные из них – это употребление алкоголя и курение. К сожалению, дети …

«Как заставить подростка учиться в школе» – один из самых распространенных вопросов, с которым обращаются родители к психологам. Действительно, трудно найти школьника …

Воровство среди подростков – явление не столь уж и редкое. Но дети подросткового возраста совершают мелкие кражи по иным причинам, нежели дети дошкольного возраста. …

Упрямство подростков – явление столь же распространенное, как и упрямство дошкольников. Воспитание упрямого ребенка – процесс непростой, и основная задача взрослых …

Весьма актуальной современной проблемой является зависимость детей дошкольного возраста от гаджетов. На смену стационарным игровым приставкам, использовать которые …

С проблемами при воспитании детей дошкольного возраста сталкиваются абсолютно все родители. Кто-то не может заставить ребенка надеть на себя то, что считают нужным …

Если ваш малыш начал браниться, ни в коем случае нельзя оставлять услышанное без внимания. Отучить ребенка говорить плохие слова нужно как можно быстрее, пока использовать …

Воровство у детей младшего возраста – явление достаточно распространенное. Безусловно, большинство подобных случаев фиксируется в тех семьях, где воспитанию малышей …

При воспитании дошкольника в семье родители сталкиваются с множеством проблем. Одними из самых распространенных из них являются неумение быстро одеваться, нежелание …

Семейное воспитание ребенка начинается уже в самом раннем возрасте, путь этот сложен и тернист. Сначала нужно отучить младенца от груди, потом от соски, привить навыки …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=6148

Основы семейного воспитания

В чем заключается воспитание детей?

Роль семьи в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Заложенные с раннего детства качества и основы поведения остаются с человеком на протяжении всей его жизни.

  • Роль семьи в воспитании ребенка
  • Стили семейного воспитания

Воспитание начинается в семье. Именно в окружении близких, родных людей происходит развитие ребенка как личности, закладываются основы его будущего поведения в обществе.

И хотя все больше места в нашей жизни отводится техническим новинкам, а образование становится дистанционным, воспитание, в первую очередь семейное, по-прежнему занимает главенствующую роль в формировании личности ребенка.

Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества? В чем заключается сущность внутрисемейного формирования личности и как должны вести себя родители, чтобы их педагогическое влияние имело успех?

Роль семьи в воспитании ребенка ↑

Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции:

  • обеспечивает ребенку все условия для физического развития;
  • участвует в формировании его личности;
  • закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения;
  • прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы;
  • обучает ребенка.

Остановимся на каждой из этих функций более подробно.

Физическое развитие

Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день.

Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни.

Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника.

Для более старшего ребенка показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи.

Становление личности

В семейной среде ребенок проводит большую часть своего времени. Именно поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками.

Происходит этот процесс по двум основным направлениям:

  1. Родители и другие родственники целенаправленно влияют на ребенка: воспитывают его, прививают определенный образ мыслей, формируют привычки.
  2. Ребенок наблюдает за родителями, старшими братьями и сестрами, другими родными людьми и старается вести себя так же, как и они.

Такое семейное взаимодействие формирует, однако, не только личность ребенка. Даже взрослые люди, их поведение и привычки с течением времени меняются. И влияние семейной среды играет в этом не последнюю роль.

Коррекция культуры поведения и нравственность

Культура поведения – это совокупность тех правил и норм, придерживаться которых мы должны, живя в обществе. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста.

При этом взрослые делают следующее:

  • обучают ребенка правильно себя вести с другими людьми: с воспитателями и учителями, детьми в школе и на игровой площадке, с родственниками и совершенно незнакомыми людьми с улицы;
  • учат ребенка правилам этикета и доброжелательному общению;
  • рассказывают ребенку, как нужно говорить правильно, учат его новым словам и прививают любовь к книге;
  • обучают правилам личной гигиены.

Фактически так у ребенка формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены.

Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам.

Формирование любознательности и творческих интересов

Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка.

У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями.

Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей.

Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.

Обучение

Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители:

  • улыбка матери новорожденному ребенку;
  • уход за ним;
  • ответы на вопросы маленького почемучки;
  • совместное чтение книг;
  • просмотр развивающих телепередач;
  • даже обычное общение обучают ребенка.

Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами.

Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.

Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания ↑

Психологи и педагоги выделяют три стиля воспитания детей в семье: демократический, диктаторский и попустительский.

Демократический

Демократический стиль считается наиболее благоприятным:

  1. Родители, которые его придерживаются, внимательны к своему ребенку, прислушиваются к его мнению и уважают его выбор. Такое отношение развивает у ребенка самостоятельность и ответственность за свои поступки.
  2. Родители обычно активно выслушивают ребенка и стараются помочь ему в решении возникающих проблем советом и просто добрым словом. Поэтому дети таких родителей знают, что найдут поддержку и участие в отчем доме, и это понимание не покидает их даже после того, как они вырастают.
  3. Кроме того, такие семьи способствуют грамотному половому воспитанию. Детей разного пола они воспитывают неодинаково, а на примере родителей дети обычно наблюдают гармоничный семейный союз.

Диктаторский

Для данного стиля характерно:

  1. Родители-диктаторы строги с ребенком. Любые их требования должны неукоснительно исполняться, а свое мнение ребенку иметь разрешается очень редко.
  2. Такие родители добиваются своего приказами, принуждением и угрозами, но на личности ребенка их влияние сказывается разрушительно.

Диктат родителей приводит либо к детскому внутреннему протесту, либо к полному подавлению личности ребенка. В первом случае поведение ребенка меняется в худшую сторону: проявляются агрессия, грубость в общении, лживость и лицемерие. Второй случай ведет к полной апатии и пассивности ребенка.

Попустительский

Третий стиль часто называют также либеральным или либерально-попустительским. Возникает он из-за чрезмерной любви к ребенку и потакания всем его желаниям и капризам.

Дети, к воспитанию которых относились попустительски, растут недисциплинированными и безответственными. Родители в своей чрезмерной любви не замечают, что их ребенок становится эгоистом.

Заключение

Семейное воспитание играет очень большую роль в формировании личности ребенка и его всестороннем развитии. Семья, без сомнения, главенствует в вопросах воспитания подрастающего поколения, однако и детские сады, и школы, гимназии также выполняют важные воспитательные функции.

В каждом учреждении образования работает социально-психологическая служба, миссия которой – содействие всестороннему развитию ребенка, обеспечение ему психологического комфорта, а также помощь родителям.

С этой целью проводятся различные мероприятия, и будь то индивидуальная консультация или родительское собрание, эффект будет достигнут, если семья и школа в воспитании будут действовать сообща.

: Практические советы психолога

Источник: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/rol-semi-v-vospitanii-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.