Как воспитывать ребенка эгоиста?

Содержание

» Эгоизм ребёнка и методы его преодоления

Как воспитывать ребенка эгоиста?

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства.

Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно.

Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Что такое эгоизм?

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом.

Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться.

Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка.

Таким образом, можно воспитать маленького тирана, желания которого — закон.

«Если не обращать внимания на правильное воспитание малыша с младенчества, то требования капризного ребёнка с годами будут увеличиваться, а вымогательство приобретёт статус прочной черты его характера. Такие дети изводят родителей постоянными желаниями; во взрослом возрасте они не способны заботиться сами о себе».

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью.

Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются с двух лет. Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья.

В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов.

В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера.

По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания — ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия самостоятельно, это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику — куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте — это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают таланты и достижения малыша.

Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе.

Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма: непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей.

Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто.

Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера — следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?

  1. Цель – эгоцентризм. В том случае, если целью воспитания в семье было формирование завышенной самооценки и эгоцентризма, то у ребёнка будет воспитана ориентация только на себя, на собственные потребности, интересы, чувства. Во взрослом возрасте такая повышенная концентрация на собственном «Я», абсолютное равнодушие к окружающему миру, интересам людей и общества может впоследствии привести к отчуждению и восприятию мира как враждебного.
  2. Дарим подарки, отдаём лучшее. Обычно эгоистическая направленность сознания ребёнка закрепляется в таких семьях, где родители весь смысл жизнедеятельности семьи ориентируют лишь на удовлетворение потребностей ребёнка. Такая модель поведения родителей приучает ребёнка к постоянному ожиданию подарков, немедленному реагированию на желания, увеличению капризов и изощрённости прихотей. Родители не подозревают, что воспитывают в ребёнке потребителя, способного только брать и ничего не производить. К вышеуказанным последствиям приводит и привычка отдавать ребёнку самый вкусный кусок, обслуживать первого за столом и т. д.
  3. Освобождаем от труда и самообслуживания. Вред приносит желание родителей освободить ребёнка от любых физических усилий, будь-то труд или самообслуживание. Так вырастают иждивенцы. Крайне противоположная позиция родителей также вредна: равнодушие и постоянная строгость к ребёнку способствует формированию такого же отношения у него к людям: бездушного, холодного.
  4. Выполняем за детей их дела. Так вы лишаете детей проявления инициативы и формируете отрицательное отношение к труду.
  5. Демонстрируем личный негативный пример. Учим нравственности, внимательности, доброте, щедрости, при этом проявляя личные эгоистические качества? Вряд ли будет польза от теории, не подтверждённой на практике.
  6. Подкупаем детей. Оплата домашних дел или школьных оценок – не лучший метод воспитания. Ребёнок должен оценивать свои поступки, достижения или промахи, а не их денежную стоимость. Материальное поощрение в детском возрасте способствует снижению энтузиазма и истинного творческого начала.
  7. Слишком интенсивно воспитываем. Постоянные назидания влияют на снижение самооценки ребёнка, подавляют личность, ведут к общей незрелости.

«А знаете ли вы, что предупреждение формирования эгоизма ребёнка зависит от учёта его индивидуальных черт характера и помощи родителей по построению правильных отношений со сверстниками и взрослыми?»

Альтруизм

Альтруизм — прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм — это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других.

Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным.

Эгоист не способен это делать.

«Известно ли вам то, чтобы противостоять формированию негативного (ненужного) качества, нужно стремиться воспитывать качество, противоположное ему?»

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи — это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.

Советы родителям, как перевоспитать ребёнка

  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники — достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам.

    У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, помогать по дому. Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.

  2. Польза негативного опыта.

    Отрицательный опыт ребёнка — действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит — вполне самостоятельным.

  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.

  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает — это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям.

    Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок — это уже не эгоист.

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Источник: https://paidagogos.com/egoizm-rebyonka-i-metodyi-ego-preodoleniya.html

Как справиться с эгоизмом ребенка

Как воспитывать ребенка эгоиста?

Многим мамам и папам, воспитывающим детей-младших школьников, скорее всего, знакома ситуация: ребенок ведет себя эгоистично, думает только о собственных желаниях и потребностях и не желает считаться с окружающими. Родители недоумевают: быть может, причина в неправильном воспитании детей или так дает знать о себе влияние сверстников?

По мнению экспертов, детский эгоизм формируется в семье. Одна из его причин – отсутствие внимания и любви к ребенку со стороны взрослых.

Дети ждут от родителей не только подарков и денег, но и понимания, участия, искреннего интереса к себе и своим проблемам.

Если «отклика» не происходит, у ребенка может возникнуть обида на «предков», а вместе с ней желание поступать по отношению к близким так же, как они поступают по отношению к нему.

Еще одна распространенная причина детского эгоизма – неправильное поведение родителей. Если у матери с отцом на первом месте собственные желания и интересы, ребенок постепенно привыкает к тому, что подобное отношение к окружающим людям является нормой, и к возрасту семи-восьми лет превращается в эгоиста.

Черты эгоизма проявляются у ребенка и тогда, когда родители стремятся удовлетворить его прихоти и капризы, пытаясь создать для него счастливое детство. В итоге он привыкает к своему привилегированному положению и к младшему школьному возрасту укрепляется во мнении, что его личные потребности должны стоять на первом месте.

Многие знаменитые родители опасаются того, что их ребенок может вырасти эгоистом. О том, как происходит воспитание ее сына Александра, рассказывает певица и актриса Анастасия Стоцкая.

Как бороться с детским эгоизмом: 7 рекомендаций родителям

Многие молодые родители считают, что после семи лет перевоспитывать детей уже поздно. Детский психолог портала «Я-родитель» дает полезные рекомендации мамам и папам, как побороть детский эгоизм и сохранить гармонию в отношениях с ребенком в этом возрасте.

1. Обратите внимание на свое поведение и поступки

Если ребенок наблюдает проявления эгоизма у собственных родителей, то не удивительно, если через некоторое время у него обнаружатся точно такие же качества. Помните, лучший способ правильно воспитать свое чадо – демонстрировать ему образцы соответствующего поведения.

2. Поощряйте в ребенке желание делать добрые и полезные дела

Начинайте приучать его помогать по дому, проявлять заботу о близких людях, совершать благородные поступки, например, делится чем-либо. Важно, чтобы ребенок осознал, что испытывать радость можно не только удовлетворяя собственные «хочу», но и доставляя ее другим людям. Постепенно вводите новые домашние обязанности для ребенка.

О том, что делать родителям, если ребенок отказывается от своих обязанностей, вы можете узнать, посмотрев видеоконсультацию семейного психолога Риммы Теперик.

3. Сделайте подборку «правильных» фильмов и книг

Подберите для ребенка книги и мультфильмы, персонажи которых внимательно относятся друг к другу, уважают чужое мнение и проявляют заботу об окружающих. Давно замечено, дети лучше усваивают информацию на примерах из книг и кино: дела и поступки любимых героев заставят их глубже задуматься над собственным поведением, нежели советы и упреки родителей.

4. Заведите домашнего питомца

Если жилищные условия позволяют, заведите для ребенка домашнего питомца. Забота о домашних животных научит его ответственности и поможет стать заботливым.

5. Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Не «душите» свое чадо чрезмерной опекой. Прекратите помогать ему в тех делах и задачах, которые он может выполнить сам. Не обязательно сидеть рядом, пока он делает домашнее задание, обслуживать его за столом, убирать за ним разбросанные по комнате вещи. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, это поможет избежать проблемы детского эгоизма.

6. Поощряйте ребенка, когда он радуется успехам друзей

После учебного дня или садика обязательно интересуйтесь тем, как ваш ребенок провел день. Спрашивайте его не только о том, что нового он узнал, но и о делах его друзей. Стимулируйте его положительно оценивать достижения сверстников.

7. Не выясняйте отношения при ребенке

Старайтесь не выяснять отношения в присутствии ребенка, поскольку это может разрушить картину его мира. Ощущение стабильности, предсказуемости и безопасности очень важно для детей, а его потеря усиливает склонность к эгоизму.

Виктория Грицук

Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Балуете ли Вы ребенка?

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/kak-spravitsya-s-egoizmom-rebenka/

Воспитание сильной личности или как не вырастить эгоиста

Как воспитывать ребенка эгоиста?

/ Наши дети

Первое время после рождения малыша мама и папа наслаждаются появлением долгожданного члена семьи. Рассматривая нежные и милые черты, они не задумываются о методах и целях воспитания.

Как только трудный период адаптации пройден, начинается просмотр страниц интернета для выбора уникального способа формирования маленькой личности.

Итак, как не вырастить эгоиста? Можно с полной уверенностью утверждать об отсутствии абсолютных принципов к подходу воспитания, но основа складывается из морали поведения взрослых и заложенных в доме правил.

Типичные ошибки

Ошибки, допускаемые взрослыми:

  • Замалчивание или преувеличение достоинств ребенка;
  • Лишение инициативы;
  • Присутствие товарно-денежных отношений;
  • Выполнение просьб под давлением;
  • Несоблюдение требуемых правил самими родителями.

Оценка деятельности

Старайтесь хвалить за качественно выполненную работу, чтобы малыш привыкал к результату.

Здесь необходимо подобрать золотую серединку, потому что незамеченные попытки могут охладить пыл и внести неуверенность, а слишком возвышенные слова не раскроют правдивый уровень деятельности и не покажут настоящие возможности.

Ребенок должен понимать предъявляемые требования и стараться приближаться к целям, как можно ближе и точнее. Воспринимаемый мир и оценка совершенного дела тогда будет правдивой. В обществе не всегда потребуется присутствие родителей, а окружение принимает конкретные поступки без учета внешнего образа.

Самостоятельность

Подогревайте интерес к самостоятельности. Выполняя несложную задачу, у ребенка накапливается опыт, закрепляются полученные навыки, которые обязательно пригодятся для жизни в социуме. Инициатива стимулирует появлению новых направлений, развивает мышление и утверждает личностные качества.

Чрезмерная опека со стороны родителей лишает возможности проявить себя. Для ребенка любое новое задание будет казаться непосильным. Не попробовав приложить усилия, он привыкнет к постоянному вниманию и не захочет тратить время на преодоление препятствий.

Это приведет к инфантильности и равнодушию.

Ты мне – я тебе

Никогда не оплачивайте проделанную работу. Ребенок, получая вознаграждение в денежных единицах, не сможет оценить свои возможности. Деятельность малыша, основанная на постоянном стимуле в виде подарков, приучит его выполнять простые обязанности за обязательную плату.

Часто обычная улыбка или слова благодарности дороже любых шелестящих купюр. Нежные объятия и материнское тепло действуют намного сильнее. Выводы и мысли о том, как в будущем не вырастить отъявленного эгоиста забудутся от ненадобности и отойдут на второй план, а творческий потенциал любимого ребенка раскроется, и с каждым днем будет увеличиваться.

Просьбы о дарении без давления

Не заставляйте малыша делиться игрушками и вещами под давлением. Выполняя, таким образом, просьбу, он проявит недовольство, агрессию или замкнется в себе. Каждый следующий такой «дарственный» поступок сформирует негативное предположение о нелюбви к нему.

Разговаривая с ним на тему дарения, постарайтесь учитывать его пожелания.
В семье, где происходит обмен подарков и знаков внимания, такой проблемы не существует. Малыш, чтобы получить одобрительный взгляд с удовольствием поделится конфетой или карандашом.

Для него ласка близких людей дороже, чем сладости и игрушки. Происходит взаимообмен, основанный на искренности.

Дурной пример заразителен

Для ребенка поведение и слова родителей являются самым весомым аргументом. Общаясь с ними ежедневно, он наблюдает их реакцию на ситуацию, слышит слова в ответ на вопрос и даже замечает жесты и мимику. Поэтому начните воспитания с себя и старайтесь соответствовать предложенным требованиям.

Не пропускайте без внимания любой изъян. Придерживаясь определенных правил, вы формируете будущую личность посредством собственного примера и модели семьи, которая будет основой жизни и мировоззрения.

Конечно, в процессе преодоления препятствий изменения неизбежны, но чистота и искренность останутся в сознании надежным и проверенным фундаментом.

Предпосылки возникновения ошибок

Очень часто малыш появляется после длительных попыток обрести полноценную семью. Долгожданный наследник оберегается и одаривается безмерно. Боязнь потерять заставляет взрослых уступать любым прихотям и желаниям маленького человечка. Привычка получать все необходимое фиксируется и находит свое продолжение в жизни.

Вседозволенность объясняется занятостью взрослых. Заглаживая вину из-за недостатка внимания, они потакают капризам и отдают ведущие позиции в руки неосознанной личности. Привыкая к положению на первом месте, малыш, впоследствии, требует продолжения лидерства.

Из-за нехватки времени или терпения родители прибегают к более легким способам увлечь «почемучку», предлагая вместо ответов на вопросы полюбившийся мультфильм или забавную игрушку. Предоставленный самим себе он отдаляется от опеки и привыкает быть одиноким. В дальнейшем, переставая спрашивать мнения от окружения, ему захочется ориентироваться только своими предположениями.

Выполняя работу за ребенка, взрослые лишают его самостоятельности. Подрастая, малыш продолжает пользоваться услугами и начинает осознанно манипулировать. Лексикон дополняется фразами «я не могу» и перерастает в требование «я не хочу».

Советы и рекомендации

Искреннее желание том, как любовью и преданностью не навредить и не вырастить из несмышленого и милого ребенка упрямого эгоиста возникает у каждого родителя. Чтоб не возникали сомнения в правильности шагов и подходов к воспитанию, послушайте советы и попробуйте реализовать на практике для сравнения.
И так:

  1. Перестаньте опекать тогда, когда нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  2. Позвольте совершать малышу ошибки, которые необходимы для приобретения навыков и опыта.
  3. Постепенно нагружайте обязанностями по дому, воспитывая уважение к близким людям.
  4. Учите радоваться успехам друзей и родных.
  5. Поощряйте благородные поступки словами, взглядом, лаской.
  6. Развивайте бескорыстное отношение к другим.

Золотая серединка

Любые советы применимы в доброй и спокойной обстановке. Приучите себя к терпению, осмысливанию того, что вы предлагаете своему малышу. Выбирайте индивидуально и логично возрасту, желанию и способностям. Завышенные или недостаточные требования пагубны своими последствиями. У ребенка сформируется неприятие ко всему, что от него добиваются.

Предоставляйте право выбора и возможности найти свой путь, не ссылаясь на амбиции взрослых. Помогайте приобрести собственное мнение, сформировать мировоззрение и понятие анализа совершенных поступков. Обсуждая выполненную работу, подчеркивайте положительные стороны и осторожно находите отрицательные.

Разговаривайте, как с равноправным членом семьи, обсуждая в допустимой форме сложившиеся обстоятельства. Расскажите об усталости, называя причину, о желаниях, скромных и возвышенных и впускайте в его жизнь небольшие события, не отражающие на психике и здоровье. Не раскрывайте подробностей болезней, ситуаций. Он может испугаться и по непониманию нафантазировать несуществующие факты.

Не добивайтесь беспрекословного подчинения или, наоборот, чрезмерной вседозволенности. Найдите золотую серединку и предлагаемые советы применяйте осознанно к характеру ребенка. Главное, воспитать целеустремленную благородную личность, способную вникать в интересы окружения, не забывая при этом о собственных желаниях.

Обращение к специалисту

В силу занятости родители часто обращают внимание на поведения ребенка слишком поздно. Просмотрев информацию из интернета и попробовав применить рекомендации, они обнаруживают свое бессилие перед маленьким и упрямым ребенком. Видимо, время упущено, и авторитет взрослых значительно подорван. Не спешите отчаиваться.

Терпение и большое желание смогут победить, но потребуется помощь специалиста. Перестав доверь своим близким, малыш откроется человеку, способному не только выслушать, но и понять причины, породившие эгоистическое поведение. Непослушание показывает внутреннюю драму, тревогу или страх.

Для психолога важны начальные признаки, спровоцировавшие последующие изменения. Проследив цепочку действий родителей и ребенка, он полностью восстановит картину поведения и подчеркнет, где была допущена оплошность. Не бойтесь воспользоваться его рекомендациями. Со стороны, глазами взрослого и специалиста, его мнение может оказаться полезным и поучительным.

И тогда действия близких, мучающие мысли о постоянном страхе и о том, как не упустить драгоценное время детства и не вырастить в будущем эгоиста, конкретные советы врача психолога сойдутся в единое целое и помогут добиться положительных результатов.
Удачу, счастье для ребенка желают все родители.

Но, не выдерживая половину обращений, они легко отказываются от их внимания. Поэтому старайтесь наслаждаться лаской, теплом пока дети маленькие, неопытные и любопытные.

Источник: https://kladvsebe.ru/nashi-deti/vospitanie-silnoj-lichnosti-ili-kak-ne-vyrastit-egoista.html

Один ребенок: как не воспитать эгоиста

Как воспитывать ребенка эгоиста?

Совсем недавно родителей одного ребенка пугали риском вырастить эгоиста. Но моды на многодетность давно нет, да и к паре «мальчик-девочка» многие уже не стремятся.

Занятые пары и матери воспитывают одного ребенка, на этом и останавливаются. Неужели в ближайшем будущем общество будет состоять  из эгоистичных взрослых, требующих к себе повышенного внимания и неспособных ни к каким здоровым связям? 

Действительно ли ребенок, выросший без братьев и сестер, из маленького капризного малыша превращается во взрослую неприятную для всех личность? И возможно ли вырастить из единственного ребенка в семье человека, умеющего строить отношения с окружением.

Современные специалисты смотрят на эту проблему по-другому. Во-первых, забота о себе и личных потребностях и для взрослых уже не считается чем-то предосудительным. Во-вторых, некрасивая характеристика «эгоистичности» далеко не всегда может появиться только потому, что ребенок у вас единственный.

Мифы о единственных детях

Ребенок, выросший в одиночестве, излишне окружен вниманием и заботой взрослых, всегда получает желаемое по первому требованию, не готов принимать отказы.

На самом деле. К избалованности приводит не само согласие взрослого помочь или пойти навстречу (купить игрушку, подсказать в приготовлении уроков), а готовность отказаться от своих желаний ради детских капризов. Так можно «посадить себе на шею» кого угодно, и даже не всегда ребенка.

Единственный ребенок растет несамостоятельным, поскольку не успевает получить необходимый собственный опыт – ему всегда помогают взрослые.

На самом деле. Современные дети проводят катастрофически мало времени в обществе родителей, так что переизбыток помощи и поддержки им грозит разве что со стороны бабушек, нянь и гувернанток.

Несамостоятельность может быть признаком и «младших» детей, часто находящихся на попечении взрослых братьев и сестер.

Если у малыша с раннего возраста будут свои посильные для него обязанности, в дальнейшем он будет способен выполнять требования и к учебе, и к рабочим заданиям.

Единственный ребенок привык добиваться желаемого за счет манипуляций – капризов, угроз и непослушания.

На самом деле. Такой способ взаимодействия с родителями возникает скорее из-за недостатка общения, чем из-за избытка.

Дети не понимают своих желаний, часто требуя игрушку или сладость для того, чтобы просто переключить внимание на себя. Не вникая в настоящие его потребности, родители могут пойти навстречу, но проблема не решается.

Игрушек становится больше, но вместе с тем усиливается и ощущение, что от тебя просто отмахнулись.

Дети как взрослые

У воспитания единственного ребенка все же есть особенности. Рожая одного, родители могут подразумевать, что контроль за ним – не слишком большая нагрузка.  Остается время на карьеру, заботу о себе и собственную жизнь. Есть опасность впасть в крайность, и ребенок оказывается совершенно заброшенным. Проблема эгоизма здесь – уже не единственная и не самая страшная.

Дети, растущие без братьев и сестер, чаще бывают в обществе родителей, чем в своем – детском. Есть плюсы – такие малыши опережают ровесников в интеллектуальном развитии и отличаются более осознанным поведением.

В то же время ребенок вынужден постоянно участвовать в жизни взрослых, поневоле становиться  собеседником в темах, к которым морально не готов: хлопоты по хозяйству, проблемы взаимоотношений между родственниками и пр.

Не все родители умеют отделять свою жизнь от жизни ребенка и уделять время именно детским занятиям.  Хотя с мамой все равно не поиграешь так, как с сестренкой или братишкой.

Привыкая к тому, что мамино и папино внимание не делится на нескольких детей, а принадлежит ему одному, ребенок и в другом обществе будет рассчитывать на привилегированное отношение. В группе детского сада и в школе ему придется привыкать, что для педагога – он такой же, как все.

Будучи с родителями один на один, ребенок старается стать для родителей идеальным, лучшим и безупречным. Это может вылиться в его завышенные требования к самому себе, если взрослые поддерживают или поощряют.

Больше не надо

Многие трудности воспитания единственного ребенка возникают вокруг самого родительского решения – родить только одного малыша. Просьбы о братике и сестричке неизбежно будут возникать, так же как и вопросы, почему сложилось так, что их нет и, возможно, не будет. Важно, насколько взвешенно и осознанно сами взрослые это принимают.

Большинство не против второго и третьего ребенка, но не считают себя вправе обделять одного по материальным причинам и из-за занятости. Кто-то не созрел и сомневается. Если есть тревога у взрослых, она может влиять и на детское спокойствие. Поэтому на вопросы очень важно отвечать, разъяснять, почему принято такое решение и как вы к этому относитесь.

Можно компенсировать малышу отсутствие братьев и сестер, если обратить внимание на следующие правила:

• лучше не зацикливаться на воспитании ребенка, а искать баланс между участием в его жизни и в своей «взрослой». Так сохраняется дистанция, создается чувство защищенности.

Единственные дети часто становятся «друзьями» родителям, что принижает сам родительский статус.

Это может создавать иллюзию, что авторитетов нет, прислушиваться к старшим необязательно, ведь ты – уже на одной волне с ними;

• стараться не «закрывать» границы собственной семьи, бывать в гостях, приглашать к себе. В непринужденной свободной атмосфере с другими людьми (не в школе, где есть требования и правила) дети получают разнообразный опыт общения;

• эгоизм ребенка опасен, прежде всего, для него самого в будущем. Последствия будет иметь не то, что он единственный, а то, что ребенок стоит в центре вашей жизни. Важно, чтобы ваше настроение и отношение к нему не зависело от его успехов или неудач.

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/odin_rebenok_kak_ne_vospitat_egoista/

Расти вместе

Как воспитывать ребенка эгоиста?

Какого человека называют эгоистом? Всем ли детям свойственна эгоистичность? Как не вырастить эгоиста? Откуда берет свои корни детский эгоизм? Как правильно воспитывать ребенка, чтобы он не стал эгоистом? Какие советы, рекомендации можно дать родителям?

На эти и другие вопросы, связанные с этой, не самой привлекательной, чертой личности, мы и постараемся ответить вместе с вами, уважаемые читатели. 

Какого человека называют эгоистом?

Если говорить простыми словами, эгоистом называют человека, который свои интересы ставит превыше всего, любит только себя, мнение учитывает только свое, не отзывчив к проблемам, интересам, чувствам других людей.

Что отличает эгоистичного ребенка?

Прежде всего, такой ребенок больше внимания уделяет предметам, чем отношениям с другими людьми. Ребенку-эгоисту практически все равно кто с ним играет, общается, он равнодушен к другим детям. Такому ребенку интересны игрушки, сладости, вещи.

 Во время игры с другими детьми ребенок-эгоист в некоторых ситуациях может вести себя грубо, агрессивно (может ударить или толкнуть), а в некоторых ситуациях способен пойти на обман, проявить максимум хитрости, чтобы завладеть желаемой игрушкой.

Какие последствия для самого ребенка имеет такое эгоистичное отношение к  другим детям?

Очень скоро дети, которые общались с таким ребенком, перестают брать его в свои игры, начинают его избегать. Более того, со временем простое игнорирование может перерасти в открытую неприязнь ровесников.

Малыш остается не только без партнеров по игре, но и вообще без друзей. Со временем ребенок-эгоист, осознав всю плачевность ситуации, начинает страдать и обвинять окружающих, вести себя еще более враждебно и агрессивно, что еще сильнее усугубляет положение.

А его эгоистичность и  отчуждение от сверстников усиливается.

Откуда вообще берет свои корни детский эгоизм?

 Когда ребенок только появляется на свет, то кажется, что весь мир начинает крутиться вокруг него. По крайней мере, интересы отдельно взятой семьи уж точно в этот период подчинены, в первую очередь, удовлетворению потребностей этого маленького, беспомощного, всеми любимого существа.

Эгоизм новорожденного ребенка, можно сказать, является нормой и способом его выживания. Если ребенок голоден или замерз, то громкий плач, не смотря на самочувствие окружающих, заставит удовлетворить потребности малыша.

Но по мере взросления, развития его личности, ребенок должен становиться полноправной частью социума, частью, интересы которой учитываются и которая сама учитывает интересы окружающих.

Получается, что человек, который думает только о себе, не учитывая интересы и потребности своих близких, своего окружения, ведет себя как грудной ребенок.  Вот такой парадоксальный вывод напрашивается.

Как же правильно воспитывать ребенка, чтобы он не вырос эгоистом? Что делать, если ребенок – эгоист?  Какие советы, рекомендации для родителей, можно дать?

Как не вырастить эгоиста?

• Примерно к четырем годам у ребенка появляется потребность в расширении круга общения. Малыша начинают все больше интересовать именно коллективные игры: сюжетно-ролевые, подвижные. Он стремится чаще  взаимодействовать со сверстниками.

Используйте этот период в жизни ребенка для того, чтобы помочь ему научиться мирно, благополучно  взаимодействовать с ровесниками, учитывая интересы других детей, находя компромиссные решения в игре и конструктивные выходы из конфликтных ситуаций.

• Учите ребенка делиться игрушками, угощениями с друзьями, сопереживать. Не забывайте о том, что во многих ситуациях  очень важно взрослым проявлять терпение, понимание, постепенно приучая малыша.

Ведь если вы заставите малыша, во что бы то ни стало, поделиться здесь и сейчас так дорогими ему игрушками, это, кроме отрицательных эмоций, которые ему запомнятся надолго, не вызовет другого эффекта, не поможет стать ему добрым, щедрым, нежадным.

• Приучайте своего малыша с вниманием относиться к людям, заботиться о своих родных и близких, учитывать их интересы и потребности. Учите его замечать достоинства других людей, радоваться не только своим успехам, но и достижениям близких, друзей.

Хвалите его за добрые поступки. Делитесь своими чувствами, которые у вас вызывает его внимательное отношение. Пусть ребенок почувствует, что доставлять радость близким приятно.

  В чем же может проявляться внимание и забота совсем еще маленького человека о своих родных людях? Это может быть поздравление с праздником или с днем рождения с вручением подарка, который сделан своими руками.

Посильная помощь старенькой бабушке (принести очки, открыть перед старушкой дверь и т. п.) или забота о младшем братике или сестричке также будет приятной и полезной всем действующим лицам.

• Однако, не стоит приучать ребенка постоянно жертвовать своими желаниями в угоду  желаниям других людей. Его интересы и потребности так же важны, как интересы и потребности других членов семьи.

• И не забывайте, уважаемые взрослые, о важнейшей роли примера. Ваши поступки и действия, которые наблюдает ребенок, гораздо красноречивее самых громких слов и эмоциональных высказываний.

• Ни в коем случае не называйте ребенка эгоистом, не навешивайте на него ярлыков. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, только с самим собой, отмечая его положительные достижения.

И уж конечно, не стоит употреблять выражений типа «ты такой же не внимательный (эгоист, грубиян), как  твой отец».

Ребенку должна быть приятна схожесть с родителями, которые, естественно, должны являться  для него  положительными примерами.

• Не оставляйте без внимания случаи, когда ребенок проявил неуважение, грубость по отношению к кому-либо. Учите его с пониманием относиться к другим людям. Умение поставить себя на место другого – очень важное качество  для нахождения взаимопонимания, которое поможет ему и в будущей, взрослой жизни   строить добрые взаимоотношения.

• Не преувеличивайте таланты и заслуги вашего малыша, превознося его над окружающими.  Это, конечно же, не значит, что не нужно его поощрять. Х валить нужно за хорошие дела, поступки, старания, мотивируя ребенка на дальнейшие достижения.

• Не забывайте, что чрезмерная опека и забота это не одно и то же. Предоставляйте своему ребенку достаточную для его возраста свободу и возможность проявить свою самостоятельность.

• Чтобы ребенок не вырос эгоистом, также обращайтесь к малышу с просьбой о помощи в различных делах. Пусть ребенок привыкает к тому, что он также может заботиться о своих близких, как и они о нем.

• Не спешите удовлетворять абсолютно все желания малыша.  Ведь для исполнения некоторых желаний нужно время, дополнительные средства, усилия и старания, в том числе и с его стороны. А некоторые желания могут вообще идти вразрез с интересами близких. Ребенку нужно объяснять все это, чтобы он учился считаться с возможностями и потребностями других людей.

• Другими словами, ребенка нужно научить не только требовать исполнения собственных желаний от других, но и самому стараться проявлять заботу о ближних. Для исполнения своих желаний он тоже должен прилагать усилия, старания. Ребенок должен понять также, что его желания не должны быть во вред другим людям.

Не нужно бросать все свои дела и кидаться исполнять все желания малыша. Необходимо объяснить ему, что как только вы закончите важное для всех дело, вы с радостью ему поможете. Не стоит говорить малышу, что он самым главный, самый лучший, что его желания самые приоритетные, что его «хочу» – это закон для вас.

Есть много других способов проявить свою любовь и внимание к ребенку, не навредив.

• Игнорирование интересов и желаний ребенка также ни к чему хорошему не приведет. Это  только заставит ребенка почувствовать себя нелюбимым, ненужным, а может вынудить отстаивать свои интересы довольно грубыми и агрессивными способами.

И как в таком случае можно ожидать внимания со стороны подрастающего ребенка, если вы сами не были достаточно внимательными по отношению к нему, и для него внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу не стало нормой?

• Очень важно для ребенка ощущение того, что его любят, что он нужен и важен для своих близких, что его семья, его мир, надежны и безопасны.

   Постарайтесь создать для своего малыша именно такие условия, чтобы ему не пришлось «выбивать» себе так необходимые ему внимание и любовь любыми способами, зацикливаясь на своей персоне.

Конечно же, не забывайте о важности  каждого члена семьи и внимании к каждому члену семьи.

• Безусловно, все люди разные, все дети разные. Поэтому используйте предлагаемые рекомендации с учетом индивидуальных особенностей именно вашего ребенка.

Буду рада, если вы, уважаемые читатели, дополните данные рекомендации примерами из личного опыта, поделитесь своими наблюдениями о том, как не вырастить ребенка эгоистом.

Рекомендую ознакомиться и с другими полезными статьями о воспитании, о проблемах, с которыми иногда сталкиваются родители, например:

РЕБЕНОК – ЯБЕДА? Как избежать? Советы родителям

ДЕТСКАЯ ЗАВИСТЬ. Как с ней справиться? Советы родителям

КАК ИЗБЕЖАТЬ ДЕТСКОЙ РЕВНОСТИ?

Источник: http://rastivmeste.ru/kak-vospityvat-rebenka-chtoby-on-ne-vyros-egoistom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.