Диагностика психологической, умственной и социальной готовности ребенка дошкольника к школе, обучению: тесты, задания

Содержание

Проверяем психологическую готовность ребёнка к обучению в школе – лучшие методики

Диагностика психологической, умственной и социальной готовности ребенка дошкольника к школе, обучению: тесты, задания

Психологическая готовность ребенка к школе и методики ее диагностики

Уровень готовности малыша к школе складывается из нескольких одинаково важных компонентов: физическая готовность,  социальная, психологическая. Последняя, в свою очередь, разделяется еще на несколько компонентов (личностную, интеллектуальную и волевую). О них, как о наиболее важных, и пойдет речь.

статьи:

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика

Такой компонент, как психологическая готовность к школе, представляет собой весьма многогранный фактор, подразумевающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знаний, а также поведенческих, бытовых и прочих навыков. Разбираемся…

Интеллектуальная готовность. Она состоит из следующих составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас навыков/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Понимание ключевых закономерностей.
  • Сенсорное развитие и мелкая моторика.
  • Речевые навыки, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь рассказать о том, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и пр.
  • Уметь рассуждать и делать выводы.
  • Обладать информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их последовательность), об окружающем мире (флора и фауна в регионе проживания малыша, самые распространенные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (например, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Эмоциональная готовность.

Этот критерий развития предполагает лояльность к обучению и понимание, что выполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. То есть…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда положительным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность ставить цель и достигать ее, несмотря на препятствия.

Личностная готовность.

Одна из самых больших сложностей в школе для малыша — социальная адаптация. То есть, готовность к знакомству с новыми ребятами и учителями, к преодолению сложностей в отношениях и пр. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Общаться с детьми и взрослыми, разными по характеру.
  • Подчиняться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать свое мнение (при общении со сверстниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.

Что должно насторожить родителей?

Уровень развития малыша предполагает соответствие «зоны ближайшего развития» чада программе обучения (сотрудничество ребенка со взрослыми должно давать определенные результаты).

При низком уровне данной «зоны» относительно той, что нужна для освоения школьной программы, малыша признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен усвоить материал).

Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на сегодняшний день весьма велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что малыш не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самооценку и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится непосредственно к ребенку.

Стоит отметить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) становится причиной значительных пробелов в знаниях со всеми вытекающими последствиями.

Признаки интеллектуальной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма высокий уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к сотрудничеству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практическую деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и своих действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать ошибку, совершить плохой поступок, который опять приведет к раздражению взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к снижению самооценки. В этом случае все зависит от родителей и адекватности их требований к ребенку, а также от учителей.
  • Демонстративность. Данная особенность предполагает высокие потребности малыша во всеобщем внимании и успехе. Ключевая проблема — дефицит похвалы. Таким детям нужно искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Данный вариант наблюдается при сочетании тревожности и демонстративности. То есть, высокая потребность во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, реализовать по причине страха.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе – лучшие методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно с помощью определенных методик (благо, недостатка в них нет), как самостоятельно в домашних условиях, так и на приеме у специалиста. Конечно же, готовность к школе — это не только способность сочетать, отнимать, писать и читать. Важны все компоненты готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, самые популярные методики и тесты — определяем уровень развития малыша.

Тест Керна—Йирасека.

  • Проверяем: зрительное восприятие малыша, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — среднее, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда располагаются фигуры: треугольники наверху, квадраты внизу, круги — посередине. Задача — нарисовать узор, внимательно соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по инструкции), определяемом педагогом.
  • Оценка. Правильная — при соответствии соединений диктанту педагога. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои действия, способность слушать педагога, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по инструкции педагога. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует самостоятельно.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности малыша.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на определенную систему требований, осуществление задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воспроизведение фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воспроизведение образца без нарушения правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест с помощью суммарного балла за 6 задач, который снижается соответственно качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологическую готовность малыша и ее главные компоненты.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — произвольная, речевая, на интеллектуальное развитие, а также мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Здесь применяется метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней позиции будущего ученика. В первом случае ребенок приглашается в комнату  с игрушками, где педагог предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и предлагают малышу выбор — дослушать сказку либо поиграть. Соответственно, ребенок с познавательным интересом выберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют с помощью методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Последовательность событий». Во второй методике также применяются картинки, по которым следует восстановить последовательность действий и составить небольшой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком определяют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Далее педагог называет слова, а малыш отвечает — присутствует ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, некоторые детали которого состоят из частей прописных букв. Результат будет зависеть от способности малыша к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем известной игры. Малышу задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые произносить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самооценку малыша.
  • Суть метода. На нарисованной лесенке малыш рисует своих друзей. Сверху — самые хорошие и положительные ребята, внизу — те, кто отличается не самыми лучшими качествами. После чего малышу нужно найти на этой лесенке место и для себя.

Также маме с папой стоит ответить себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли малыш самостоятельно ходить в общественный туалет.
  • Может ли он самостоятельно справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? То есть, сколько времени выдерживает, сидя на одном месте.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности малыша к школе следует обратить внимание не в августе, перед началом занятий, а гораздо раньше, чтобы успеть исправить недочеты и максимально подготовить чадо к новой жизни и новым нагрузкам.

Если родители обнаружили проблемы, касающиеся психологической неготовности своего ребенка к учебе, следует обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Специалист подтвердит/опровергнет родительские опасения, подскажет, что делать дальше, и, возможно, посоветует отложить учебу на год.

Помните, развитие должно быть гармоничным! Если вам категорически заявляют, что малыш к школе не готов, есть смысл прислушаться.

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: http://www.colady.ru/psixologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole-i-metodiki-ee-diagnostiki.html

» Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Диагностика психологической, умственной и социальной готовности ребенка дошкольника к школе, обучению: тесты, задания

С поступлением в школу для ребенка начинается новый возрастной период – младший школьный возраст, а учебная деятельность становится в нем ведущей.

Коренные изменения происходят в жизни недавнего дошкольника, и основное изменение касается социальной среды за пределами семьи.

В особенности сильно это влияет на тех детей, которые не посещали детский сад и которым предстоит, таким образом, впервые стать членами детского коллектива.

В семье положение ребенка также меняется, у него появляются новые обязанности, возрастают требования к нему. В связи с формальными оценками успехов и неудач ребенка родители, так или иначе, на них реагируют.

Возникают новые для младшего школьника отношения – сложное посредничество между институтами семьи и школы. Как уже говорилась, учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, также на первый план теперь выходит и трудовая деятельность.

Но по-прежнему в жизни ребенка большое значение имеет игровая форма деятельности. Подготовка ребенка к школе – серьезный вопрос, который исследуется психологами, педагогами, медицинскими работниками, который всегда волнует родителей.

В данной статье мы поговорим о диагностических методах, позволяющих оценить степень психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

Напомним, что слово «диагностика» пришло к нам из греческого языка и означает оно «науку о методах распознавания болезней и процесс постановки диагноза». Психологическая диагностика, таким образом, являет собой постановку психологического диагноза, то есть квалифицированное распознавание психологического состояния человека.

Готовность ребенка к школе с точки зрения психологии

Под психологической готовностью к систематическому обучению в школе понимается достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития ребенка, принимая во внимание обучение в коллективе ровесников. Это результат развития ребенка в дошкольном периоде его жизни, сформированный постепенно и зависящий от условий, в которых происходило это развитие.

Учеными выделяются интеллектуальная и личностная готовность к обучению. Личностная готовность, в свою очередь, подразумевает определенную степень развития нравственных, волевых качеств ребенка, а также социальных поведенческих мотивов. Также в исследованиях были выделены три аспекта школьной зрелости – интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Рассмотрим каждый аспект более подробно.

Интеллектуальный аспект школьной зрелости

Отражает функциональную зрелость структуры головного мозга. Ребенок должен уметь концентрировать внимание, выделять фигуры из фона, мыслить аналитически, постигая основные связи между явлениями, демонстрировать сенсомоторную концентрацию, тонкие движения рук, умение воспроизводить образцы и запоминать логически.

Эмоциональный аспект школьной зрелости

Подразумевает способность ребенка выполнять не слишком увлекательные задачи в течение длительного времени, сдерживать свои эмоции и управлять волей. В раннем возрасте, как известно, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Но к школьным годам психика маленького человека меняется, развивается произвольность его поведения. Ребенок уже умеет распознавать эмоции по различным признакам (интонация, жесты, мимика), регулировать их.

Для определения готовности к школьному обучению этот аспект особенно важен, поскольку в школе ребенку предстоит столкнуться с различными не всегда приятными ему жизненными ситуациями (взаимоотношения с одноклассниками, учителями, неудачи, оценки и т.п.

) Если ребенок будет не в силах контролировать свои эмоции и управлять ими, то он не сможет корректировать собственное поведение и налаживать социальные связи. Учить ребенка адекватно реагировать на эмоции других людей нужно еще с дошкольного возраста.

Выражает сформированность у ребенка готовности принимать свою новую социальную позицию имеющего определенные права и обязанности школьника.

Ребенок должен ощущать потребность в общении с ровесниками, должен уметь соотносить свое поведение с законами детского коллектива и правильно воспринимать свою роль ученика в обстановке школьного обучения. Также сюда относится и сфера мотивации к обучению.

Ребенок в том случае считается готовым к школе, когда она привлекает его не внешней стороной (возможностью носить красивый ранец, пользоваться яркими принадлежностями, тетрадями, пеналами, ручками и т.п.), а содержательной стороной (возможностью получить новые знания).

Если иерархическая система мотивов ребенка сформирована, он сможет управлять своей познавательной деятельностью и своим поведением. Развитая учебная мотивация, таким образом, важный признак для определения степени готовности ребенка к школе.

Готовность ребенка к школе с точки зрения физического развития

Уклад жизни ребенка с началом его обучения в школе меняется, старые привычки нарушаются, умственные нагрузки возрастают, формируются взаимоотношения с новыми людьми – учителями, одноклассниками. Все это способствует возрастанию нагрузки на ребенка, на все функциональные системы организма, что не может не сказываться на здоровье в целом.

Случается и такое, что некоторые дети не могут адаптироваться к новому режиму в течение всего первого года обучения. Это говорит о том, что в дошкольный период жизни физическому развитию малыша не уделялось достаточно внимания.

Организм ребенка должен находиться в активном и бодром состоянии, малыш должен быть закаленным, его функциональные системы – тренированными, трудовые навыки и двигательные качества – в достаточной степени развитыми.

Для успешной учебы ребенок должен обладать рядом определенных навыков и умений, которые понадобятся ему на различных уроках. Различают специфические и обобщенные навыки.

Специфические навыки необходимы для определенных уроков (рисование, чтение, сложение, письмо и т.п.) Обобщенные навыки пригодятся ребенку на любых занятиях.

Эти умения разовьются в полной мере в старшем возрасте, но их предпосылки закладываются уже в дошкольный период. Наибольшее значение для учебной деятельности имеют следующие навыки:

  1. Решать учебные задачи, следуя правилам
  2. Контролировать собственные действия
  3. Подготовка руки к письму («ручная умелость»)

 Очень желательно, чтобы к началу обучения в школе у ребенка были сформированы пять следующих мотивов.

  1. Познавательный. Это стремление читать с целью узнавать интересные и новые факты об окружающем мире (про космос, динозавров, животных, птиц и т.п.)
  2. Перспективный. Желание читать для более интересной и легкой учебы в школе.
  3. Мотив личностного роста. Ребенок хочет читать, чтобы стать похожим на взрослых, или чтобы взрослые гордились им.
  4. Деятельностный. Читать для того, чтобы потом было можно играть в игры с придумыванием сказок, увлекательных историй и т.п.
  5. Мотив общения с ровесниками. Стремление читать, чтобы потом рассказывать друзьям о прочитанном.

 Уровень речевого развития ребенка также определяет степень его готовности или неготовности к обучению в школе. Ведь система школьных знаний усваивается именно с помощью устной и письменной речи. Чем лучше развита устная речь ребенка к моменту поступления в школу, тем проще и быстрее он овладеет письмом, а его письменная речь в дальнейшем будет полноценнее.

Определение психологической готовности к обучению в школе

Эта процедура бывает различной в зависимости от того, в каких условиях работает психолог. Самым благоприятным временем для проведения диагностики считаются апрель и май.

Предварительно на доске объявлений в детском саду размещается лист, где родители могут увидеть информацию о типах заданий, предлагаемых ребенку на собеседовании с психологом.

В общем виде эти задания обычно выглядят следующим образом. Дошкольник должен уметь:

  1. Работать по правилу
  2. Воспроизводить образцы
  3. Распознавать отдельные звуки в словах
  4. Выкладывать сюжетные иллюстрации последовательно и составлять рассказ на их основе

Как правило, обследования психолог проводит в присутствии родителей, чтобы исключить их опасения по поводу предвзятости или строгости специалиста.

Родители своими глазами видят, какие задания предлагаются их ребенку.

Когда ребенок выполнит все задания, родители при необходимости получают комментарии психолога и советы, как за оставшееся время лучше подготовить ребенка к школе.

С дошкольником во время собеседования должен быть установлен дружественный контакт, а само собеседование должно восприниматься им как игра, что позволит малышу расслабиться и снизит стресс.

Тревожный ребенок требует особенной эмоциональной поддержки. Психолог даже может обнять малыша, погладить его по голове, ласково убедить его в том, что со всеми играми он обязательно справится.

В процессе выполнения заданий нужно постоянно напоминать ребенку, что все хорошо, и он все делает правильно.

Некоторые практические методики для диагностики готовности ребенка к школе

Уровень бытовых знаний и ориентации детей в окружающем мире можно проверить, задавая следующие вопросы:

  1. Как тебя зовут? (Если вместо имени ребенок назовет фамилию, не считать это ошибкой)
  2. Как зовут твоих родителей? (Ребенок может назвать уменьшительные имена)
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты живешь?
  6. Назови номер своего дома и номер квартиры
  7. Каких ты знаешь животных? Назови диких и домашних животных (Ребенок должен назвать не менее двух домашних и не менее двух диких животных)
  8. В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года они опадают?
  9. Как называется то время суток, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься спать?
  10. Какими ты пользуешься столовыми приборами? Какими предметами одежды пользуешься? (Ребенок должен перечислить не менее трех столовых приборов и не менее трех предметов одежды).

За каждый правильный ответ ребенок получается 1 балл. По данной методике максимальное количество баллов, которое может набрать дошкольник – 10. На каждый ответ ребенку дается 30 секунд.

Отсутствие ответа расценивается как ошибка и в этом случае ребенок получает 0 баллов. По данной методике ребенок считается полностью психологически готовым к школе в том случае, когда правильно отвечает на все вопросы, то есть получает в итоге 10 баллов.

Ребенку можно задавать дополнительные вопросы, но не подсказывать ответ.

Оценка отношения ребенка к обучению в школе

Целью предлагаемой методики является определение мотивации учения у поступающих в школу детей. Заключение о готовности или неготовности ребенка к обучению в школе не может быть вынесено без данного вида диагностики.

Если дошкольник умеет взаимодействовать с другими людьми (взрослыми и сверстниками), если с его познавательными процессами все в порядке – нельзя делать окончательный вывод о том, что к школе он готов полностью.

Если желание учиться у ребенка отсутствует, его, конечно, можно принять в школу (при условии познавательной и коммуникативной готовности), но, опять же, с условием, что интерес к обучению непременно должен проявиться в течение первых нескольких месяцев.

Задайте ребенку следующие вопросы:

  1. Ты хочешь пойти в школу?
  2. Зачем нужно учиться в школе?
  3. Чем обычно занимаются в школе?
  4. Что такое уроки? Чем занимаются на уроках?
  5. Как себя нужно вести на уроках?
  6. Что такое домашнее задание? Зачем его нужно выполнять?
  7. Когда ты придешь из школы домой, чем ты будешь заниматься?
  8. Когда ты начнешь учиться в школе, что в твоей жизни появится нового?

Ответ будет считаться правильным, если он точно и полно соответствует смыслу заданного вопроса. Можно задавать дополнительные наводящие вопросы. Обязательно следует убедиться, что вопрос ребенок понимает правильно. Ребенок будет считаться готовым к обучению в школе, если ответит на большинство заданных вопросов (как минимум на половину из них) максимально осознанно, четко и емко.

Источник: https://paidagogos.com/diagnostika-psihologicheskoy-gotovnosti-rebenka-k-shkole.html

Методики диагностики готовности ребенка к школе

Диагностика психологической, умственной и социальной готовности ребенка дошкольника к школе, обучению: тесты, задания

Скачать книгу «Психолого-педагогическое сопровождение»
Скачать бесплатно в .pdf

Одной из главных тенденций последних лет стало обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования, обязательным условием чего является выработка стойкой мотивации к обучению у воспитанников ДОУ и малышей, воспитываемых в семьях.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Современные методики диагностики готовности ребенка к школе позволяют оценить способность восприятия дошкольником стандартизованного программного материала по трем показателем:

  • интеллектуальный уровень;
  • эмоционально-волевая готовность;
  • социально-психологическая готовность — личное желание ребенка пополнить ряды школьников.

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Проведение диагностических мероприятий, целью которых является определение готовности дошкольника к переходу на новую ступень обучения, не может быть успешным без понимания ответственным специалистом особенностей психологического развития малышей данной возрастной категории.

Понятие «психологической готовности» к школьному обучению сложилось в отечественной педагогике относительно недавно, но разделение данного понятия на три составляющие — интеллектуальную, социальную и эмоциональную готовность — уже стало общепризнанным.

Таблицу диагностики психологической готовности ребенка к школе
Скачать в .docx

Компоненты психологической готовности к школьному обучениюОсобенности
Личностная готовностьСформированность личной позиции дошкольника по вопросам школьного обучения оценивается по трем критериям:

  1. Отношения с взрослыми (родителями, членами семьи, близкими). Педагогу-психологу на этапе тестирования важно оценить способности воспитанника по восприятию условных учебных ситуации, налаживанию связей в коллективе для достижения поставленных целей — качеств, позволяющих принять взрослого в роли учителя.
  2. Взаимоотношения со сверстниками. Одной из главных особенностей в общении детей старшего дошкольного возраста становится появление акцента соревновательности, определяющего разные способности детей по освоению конкретных видов деятельности. В условии скорого перехода к системе оценивания ребенку очень важно осознать свои сильные и слабые стороны для налаживания уверенного взаимодействия со сверстниками.
  3. Отношение к самому себе. К концу дошкольного этапа обучения у ребенка должна сформироваться адекватная оценка собственных знаний и умений — это способствует быстрой адаптации к школе.

К показателям личной готовности также следует отнести изменение предпочтений воспитанников к типам занятий (письмо и счет вызывают больший интерес, чем рисование и музыкальная деятельность), их организации (заинтересованность в участии в классных занятиях), пересмотр отношения к дисциплинарным нормам и поощрениям (готовность выполнять требования учителя на протяжении урока, стремиться к хорошим оценкам), появление ощущения морального долга (получение удовольствия от решения сложной интеллектуальной задачи, оказания помощи другу).

Интеллектуальная готовностьДанный показатель предполагает наличие у старшего дошкольника определенного объема знаний и умений, необходимого для понимания программы начальной школы, и базовых умений в сфере учебной деятельности. От выпускников ДОУ требуется:

  • освоение разных уровней владения родным языком;
  • наличие навыков аналитического мышления;
  • умение ориентироваться на заданные требования при выполнении простых заданий;
  • отказ от фантазийного восприятия действительности в пользу рационализма;
  • способность к логическому запоминанию информации;
  • адекватное восприятие разговорной речи;
  • должный уровень развития двигательных и зрительных координаций;
  • наличие начальных знаний по школьным дисциплинам — математике, чтению, письму.
Социальная готовностьПереход на школьную ступень обучения для многих детей совпадает с кризисом 6-7 лет, вызванным несогласием со своей социальной ролью, желанием получить большую самостоятельность и занять более взрослую позицию. Социальная готовность в первую очередь выражается в появлении желания посещать школу, а также способности налаживать взаимоотношения с одноклассниками, педагогами.

При тестировании получение достоверных данных возможно только при условии, что диагностика психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школе будет проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям. В ходе комплексной оценки психологического состояния дошкольника следует проверить такие способности:

  • Умение определять цель предстоящей деятельности.
  • Способность к рассуждению, построению логических высказываний.
  • Овладение основными операциями логического мышления.
  • Выработка адекватного отношения ко всем выполняемым видам учебной деятельности.

Таким образом, оценка готовности к школе может быть выполнена посредством небольшого собеседования, в ходе которого дошкольнику предлагается ответить на ряд простых вопросов:

  1. Как тебя зовут? (Фамилию можно засчитывать за правильный ответ).
  2. Как зовут твоих маму и папу?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как называется город (населенный пункт), в котором ты живешь?
  5. Назови свой домашний адрес.
  6. Каких ты знаешь домашних и диких животных? (Дошкольник должен назвать как минимум двух домашних и диких животных).
  7. В какое время года на деревьях появляются листья? В какое время года листва опадает?
  8. В какое время дня ты просыпаешься? Как называется то время дня, когда ты идешь спать?
  9. Какие столовые приборы ты знаешь? (Следует  назвать как минимум три).
  10. Какими предметами одежды ты пользуешься? (Следует назвать как минимум три).

Беседа является базовой формы диагностики готовности к школьному обучению. В современной педагогической практике более распространено применение сложных тестов, позволяющих выявить показатели по каждому отдельному компоненту психологического состояния, при необходимости — разработать систему коррекционных мер. К наиболее популярным методикам тестирования относятся следующие:

  • Определение состояния кратковременной памяти (методика А.Р. Лурия). Дошкольнику зачитывают десять односложных слов, не связанных между собой, и предлагают воспроизвести услышанное.
  • Определение объема памяти (методика Джекобсона), основанная на способности к повтору ряда чисел.
  • Тест на определение концентрации внимания. Воспитаннику дают заполненный бланк, на котором нарисованы разные геометрические фигуры, и предлагают отметить крестиком названные.
  • Методика по определению способностей классифицировать предметы (распределение карточек с картинками по группам — животные, транспорт, овощи, цветы, люди).
  • Тест на определение мыслительных способностей. В ходе тестирования перед ребенком выкладывается ряд из 5 картинок. Дошкольнику нужно выбрать, какая картинка является лишней.
  • Методика для выявления развития образного мышления (следует собрать простой пазл из 3-5 частей).
  • Тестирование на знание цветов (необходимо называть цвета, изображенные на демонстрируемых педагогом карточках).
  • Проверка качества звукопроизношения, в ходе которой ребенку необходимо повторить за взрослым слова, содержащие свистящие, шипящие, небные и сонорные звуки.
  • Оценка шаблонного повторения движений. Воспитаннику предлагается воспроизвести простые фигуры, узоры, написанные на тетрадном листе в клеточку.
  • Методика Керна – Йерасека, направленная на оценку уровня развития тонкой моторики руки.

Педагог-психолог, ответственный за проведение тестирования, может использовать комплекс из нескольких методик и беседы для определения КПГ — коэффициента психологического готовности дошкольника к школе.

Диагностика эмоциональной готовности ребенка к школе

Эмоционально-волевая готовность является одной из базовых предпосылок для успешного освоения программного материала в начальной школе. Эта категория проявляется в умении сосредотачиваться, контролировать свои действия и управлять эмоциями, «играть  по правилам» и преодолевать собственное «не могу».

Диагностика эмоционально-волевой готовности ребенка к школе осуществляется посредством проведения простых тестов:

1. Способность копировать сложные образцы (методика Н.И. Гуткиной «Домик»).

Ребенку предлагается на чистом листе бумаги воспроизвести домик в точности, как на образце. В случае неправильного копирования деталей их следует не стирать, а рисовать правильный вариант сверху.

Данная методика иллюстрирует уровень произвольного внимания, тонкой моторики кисти и координации движений.

2. Графический диктант (методика Д. Б. Эльконина).

Перед началом выполнения задания следует вспомнить с ребенком, какая рука левая, а какая — правая. После воспитаннику выдается тетрадный лист в клеточку и карандаш. Малыш должен проводить линии под диктовку взрослого.

Точность воспроизведения узоров, количество клеточек в которых не должно превышать 12-15, позволяет определить способность к ориентации в пространстве и готовности к выполнению рекомендаций взрослого.

3. Определение уровня саморегуляции.

В ходе теста ребенку предлагается писать палочки по образцу в течение нескольких минут, придерживаясь простых правил: писать через клеточку, не выходить за границы поля, соблюдать заданную последовательность (например, I—II— III—I…).

Диагностика социальной готовности ребенка к школе

Наличие мотивации дошкольника к обучению в школе очень важно, поскольку даже при наличии выдающихся интеллектуальных способностей нежелание учиться может привести к очень сложному адаптационному периоду. Диагностика социальной готовности ребенка к обучению в школе проводится в ходе беседы, подразумевающей формулировку воспитанников полных, четких и емких ответов на следующие вопросы:

  1. Ты хочешь стать первоклассником?
  2. Зачем нужно учиться в школе?
  3. Что делают дети во время уроков?
  4. Как нужно вести себя на уроках?
  5. Что такое домашнее задание? Почему его нужно выполнять?
  6. Когда дети приходят из школы домой, что они делают?
  7. Когда ты пойдешь в школу, что измениться в твоей жизни?

В ходе беседы педагог-психолог может задавать дополнительные вопросы, чтобы убедиться, что ребенок верно понял содержание. При условии, что дошкольник правильно ответил на половину вопросов, он может считаться полностью готовым к школе.

Читать еще по теме:

Источник: https://www.menobr.ru/article/65232-qqq-17-m4-metodiki-diagnostiki-gotovnosti-rebenka

Диагностика психологической, умственной и социальной готовности ребенка дошкольника к школе, обучению: тесты, задания

Диагностика психологической, умственной и социальной готовности ребенка дошкольника к школе, обучению: тесты, задания

Как определить готовность ребенка к школе? На что следует обратить внимание родителям дошколят? Читайте подробнее в нашей статье.

Готовность ребенка к школе в возрасте 6-7 лет не всегда могут определить даже самые внимательные родители. Для успешной адаптации и учебной деятельности недостаточно знания букв, цифр, цветов и пр. Общая картина «школьной зрелости» — понятие многогранное и включает различные виды подготовки.

Диагностикой развития ребенка занимается детский психолог, который должен оценить основные аспекты готовности к началу школьного периода. К таким разделам относят:

  • Психологический – общее формирование готовности к изменению круга занятий и обязанностей, как в семье, так и детском коллективе.
  • Эмоциональный – снижение импульсивных реакций, способность к выполнению определенных задач, не всегда вызывающих интерес.
  • Интеллектуальный – развитие восприятия, концентрация внимания, аналитическое мышление, логическое запоминание, способность воспроизведения, развитие координации движений и мелкой моторики.
  • Социальный – потребность в общении со сверстниками, умение следовать нормам поведения в детских группах, восприятие взрослого человека, как учителя.

На основании выделенных направлений развития создаются специальные тестовые задания для определения степени готовности детей к школе.

Консультация детского психолога

Диагностика психологической и эмоциональной готовности

Проверка предполагает оценку способности ребенка к изменению ежедневного распорядка и требований:

  • Соблюдение режима дня.
  • Мотивация к обучению – ребенок должен понимать, что ходить в школу нужно для получения знаний.
  • Навыки самостоятельной и групповой работы.
  • Способность к восприятию процесса обучения, в том числе критики, и поиску способов для исправления ошибок.
  • Готовность к выполнению поставленных задач, требующих определенных затрат времени и сил.

Обычно тестирование проводится в форме беседы с ребенком, в ходе которой на основе его ответов определяется психологический настрой ребенка, сформированный в процессе дошкольного обучения и семейного воспитания.

Беседа может состоять из следующих (или подобных) вопросов:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • У тебя есть брат или сестра?
  • Назови имена мамы и папы.
  • В каком городе ты живешь?
  • Назови свой домашний адрес.
  • Назови домашних и диких животных.
  • В какое время года опадают листья с деревьев?
  • Какими столовыми приборами ты пользуешься?
  • Для чего дети ходят в школу?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Психологическая подготовка ребенка к школе

Диагностика умственной, интеллектуальной готовности

Интеллектуальная готовность к начальной школе основана на формировании мыслительных процессов – развития способности к обобщению, сравнению, классификации объектов, выделении их общих признаков.

Ребенок должен обладать определенными знаниями об окружающем мире, а также развитой речью и стремлением к познавательной деятельности.

Одним из основных критериев развития интеллектуальной сферы считается тестирование памяти – психического процесса, напрямую связанного с мыслительной деятельностью.

  • Для оценки уровня механического запоминания предлагается бессистемный набор слов, например: соль, мяч, небо, слон, река, брат, шум. После прослушивания ребенок должен повторить те слова, которые он смог запомнить. Нормальным показателем для детей 6-7 лет считается запоминание 5 слов из 10 после первого прочтения, 9-10 слов после 3-4 прочтений.
  • Для проверки ассоциативной памяти по методике А. Р. Лурии ребенку предлагают запомнить слова и словосочетания с помощью изображений, которые он делает самостоятельно. Таким образом рисунок становится средством для воспроизведения заданных слов. Например, ребенок получает 10-12 слов и словосочетаний – автомобиль, темный лес, солнечный день, кошка, шумная игра, веселый человек, мороз, сильный ветер, и делает простые рисунки к каждому из слов. Через 1-1,5 часа ребенку снова показывают его рисунки, по которым он должен назвать слова и словосочетания.
  • Чтобы оценить зрительную память, ребенку предлагается поочередно рассмотреть 2 простых изображения, а затем на пустом листе воспроизвести все запомненные линии из каждой части. В результате определяется количество правильно изображенных линий. Правильной считается также та линия, длина и расположение которой незначительно отличается от оригинала. Полученный показатель считается объемом зрительной памяти ребенка.

Проверка памяти при определении уровня интеллектуального развития

Не менее важной составляющей интеллектуального развития является образное и логического мышление, развитие речи и словарный запас дошкольника.

  • Определение словесно-логического мышления проводится следующим образом. Ребенку показывают сложное изображение и просят рассказать, что он видит. Эта методика дает представление о том, насколько верно понимается смысл картины, способен ли ребенок выделить главное, заметить детали. Кроме того, в процессе рассказа определяется развитие речи и словарного запаса дошкольника.
  • Более сложным вариантом является метод выявления последовательности событий. Ребенку предлагают рассмотреть несколько сюжетных картинок (от 4 до 6), логически выстроить их и рассказать, как развивались события. Такой тест позволяет дополнительно оценить понимание дошкольником причинно-следственных связей между объектами.
  • Мыслительная деятельность также оценивается по способности к классификации. Ребенок должен составить группы из предложенных ему карточек с изображениями. При этом группы могут формироваться по различным признакам: цвету, размеру, назначению предметов, ситуативным признакам.
  • Методика нахождения противоположностей заключается в проверке общих знаний ребенка и его словарного запаса. Ребенку предлагается простое или более сложное слово, к которому он должен как можно быстрее подобрать противоположное, например, холодный – горячий, день – ночь, близко – далеко, яркий – тусклый, любовь — ненависть и т.д.
  • Если ребенок поступает в учебное заведение с усложненной программой, могут применяться методики для оценки сложных мыслительных процессов. Метод Б. В. Зейгарник основан на интерпретации пословиц. Ребенку предлагают прослушать пословицу, а затем два варианта объяснения, один из которых соответствует смыслу пословицы, а второй – нет. Например, для пословицы «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» используются: «Чтобы выполнить какое-то дело, нужно потрудиться» и «Летом можно ловить рыбу в пруду». Ребенок должен выбрать одну из фраз и объяснить, почему она подходит к пословице. Сам выбор и ход мыслей ребенка ярко демонстрируют, на какие признаки он обращает внимание при анализе ситуации.

Оценка развития речи и словарного запаса

Диагностика социальной готовности

Социальная адаптация является одной из самых больших сложностей при попадании ребенка в новый коллектив.
Готовность ребенка к школе в социальном плане предполагает его потребность в общении со сверстниками, понимание новой роли ученика в школьной среде, уважительное отношение к взрослым – учителям, вспомогательному персоналу.

Ребенок должен обладать следующими навыками:

  • Общение с детьми и взрослыми, отличающимися по характеру и поведению от привычного круга общения.
  • Умение работать в коллективе.
  • Понимание необходимости слушаться и уважать старших.
  • Умение отстаивать собственное мнение при общении с ровесниками.
  • Способность находить решение в спорной ситуации.

Родителям необходимо понимать, что социальные навыки ребенка невозможно развить в один момент. Обучение общению с детьми и взрослыми необходимо начинать с самого раннего возраста, постоянно объясняя ребенку, как необходимо поступать в тех или иных ситуациях.

Проверка развития социальных навыков

На что родителям необходимо обратить внимание: советы

Чтобы не травмировать психику ребенка и избежать трудностей с обучением в начальной школе, родители должны трезво оценивать общий уровень развития и подготовки дошкольника.

Ребенок не готов к школе, если специалист указывает на следующие психо-эмоциональные проблемы:

  • Вербализм – при высоком уровне развития речи, большом словарном запасе и прекрасной памяти ребенок не способен к сотрудничеству с детьми и взрослыми. Такие дети не могут следовать процессу обучения, не умеют работать по образцу, не способны выполнить задание по требованию учителя.
  • Тревожность – ребенок проявляет постоянный страх сделать ошибку, которая приведет к недовольству взрослых. Прогрессирующая тревожность может перерасти в комплекс «неудачника», снизить самооценку и стремление к самореализации.
  • Демонстративность – ребенок проявляет повышенное стремление к всеобщему вниманию и признанию, старается всеми способами оказаться в центре событий. Обычно это является результатом отсутствия похвалы и поощрения со стороны родителей и других взрослых.

При наличии таких проблем большой ошибкой будет считать, что ребенок «перерастет» и справится сам. Необходимо признать, что вам необходима квалифицированная помощь.

Лучшим решением станет комплекс мер, включающий работу с детским психологом, коррекцию ситуации и поведения в семье.

: Психологическая готовность ребенка к школе. Воспитание детей. Мамина школа

Источник: https://babyben.ru/vospitanie/diagnostika-psihologicheskoj-umstvennoj-i-socialnoj-gotovnosti-rebenka-doshkolnika-k-shkole-obucheniyu-testy-zadaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.