Адаптационный период и его необходимость

Содержание

Адаптационный период нового сотрудника по продолжительности, виды адаптации

Адаптационный период и его необходимость

Бизнес юрист > Трудовое право > Адаптационный период нового сотрудника по продолжительности, виды адаптации

Период, в течение которого человек приспосабливается к новым условиям труда, изучает корпоративные правила и стандарты, называется адаптацией.

Что такое адаптация

Общение с коллективом

Каждая компания разрабатывает и внедряет свои методы и приемы, помогающие в скорейшей адаптации нового работника. Цель этих методов – создать условия, при которых процесс приспособления пройдет гораздо быстрее, после чего человек начнет работать с отдачей.

Если этого не происходит, у новичка может возникнуть желание уволиться сразу же после принятия на работу. Внедрение программы адаптации может снизить текучесть кадров, четко представить перед сотрудником его профессиональные задачи, сократить время естественной приживаемости нового сотрудника.

Процесс адаптации – двухсторонний процесс. С одной стороны сотрудник, который устраивается на работу, берет на себя ответственность за принятое им решение. С другой стороны предприятие, нанимая новичка на работу, берет на себя обязательства.

Виды адаптации

К основным видам адаптационного периода относятся:

  1. Организационный. Происходит ознакомление сотрудника с компанией, ее историей, трудовым распорядком, стандартами. Его информируют о действующей системе оплаты труда, карьерном росте. Цель этого направления – привить новичку принципы работы компании и научить соблюдать все установленные на предприятии порядки.

    Знакомство с обязанностями

  2. Социально-психологический. Поскольку новичок попадает в уже сформированный коллектив, ему необходимо время для того, чтобы «влиться» в него. Такой вид адаптации предполагает официальное представление сотрудника коллегам, участие его в корпоративах и других коллективных мероприятиях. Все это помогает быстрее вытеснить чувство скованности и стеснения, привыкнуть к новому коллективу.
  3. Профессиональный. Для новичка создаются условия, при которых профессиональная подготовка проходит быстрее и качественнее. Сотрудника знакомят с его рабочим местом, условиями труда, проводят инструктаж по технике безопасности. Человеку без необходимого опыта предлагают обучающие курсы, лекции, семинары, дистанционное обучение.

По типам индивидуального восприятия новичком процесс адаптации можно также разделить на несколько видов:

  1. Отрицание. Это происходит, когда сотрудник не согласен с ценностями фирмы. Стандарты и правила компании идут вразрез с его убеждениями. В таких случаях человек увольняется в первый же месяц работы.
  2. Конформизм. Новичок принимает все, что предлагает компания. Такие люди составляют основной костяк организации.
  3. Мимикрия. Сотрудник принимает второстепенные нормы и не принимает основные. Такие люди составляют группу риска, они готовы уволиться в любой момент.
  4. Адаптивный индивидуализм. Сотрудник принимает основные нормы и правила, но отдаляется от некоторых второстепенных, сохраняя свою индивидуальность. Такие сотрудники неплохо и долго работают в компании.

Адаптация, которая грамотно разработана и проведена, позволяет:

  • Уменьшить текучесть кадров на 30-40%
  • Взрастить сотрудника, который понимает свои задачи и отлично выполняет их
  • Сформировать коллектив сплоченный и дружный

Кроме того, при правильно разработанной системе руководство компании может выяснить, есть ли проблемы в подборе кадров, а у наставников и руководителей сформировать управленческие качества.

Приемы адаптирующегося человека

Принятый на работу сотрудник оценивает компанию и коллектив по-своему. Существуют некоторые сознательные и бессознательные приемы, к которым прибегают все новички:

Этап собеседования

  1. Оценка внешнего вида новых коллег, их манер, стиля одеваться.
  2. Разделения коллектива на социальные слои по статусу и материальному состоянию. Определяются формальные и неформальные лидеры, а также изгои. Исходя из этих определений, поведение новичка подстраивается под каждого сотрудника.
  3. Сотрудник присоединяет себя к одной из групп, в которой ему комфортно. Он принимает все правила, обязанности этой группы.
  4. Возвеличивание своей группы над другими и критическо-снисходительное отношение к ним.

Особенно тяжела социальная адаптация руководителей. Первое время с подчиненными тяжело найти общий язык из-за их настороженности. Они стараются больше узнать о новом руководителе, поэтому выбирают выжидательную тактику.

Продолжительность адаптационного периода

Срок адаптации нового сотрудника длится от 3-х месяцев до полугода. Условно этот период разделяют на несколько этапов:

  1. Предадаптация. В свою очередь этот период подразделяется на ознакомление с вакансией и проведение собеседования. В первом случае организация формулирует требования к вакансии, а кандидат, оценивая свои возможности и желания, откликается на эту вакансию. Во втором случае при личной встрече кандидата с менеджером по персоналу оба выясняют вопросы, интересующие их, а также дают первую информацию друг о друге.

    Наставник

  2. Первичная адаптация. На этом этапе проводится ориентационная беседа, цель которой – дать максимальную информацию о компании. Далее идет установочная беседа с сотрудниками компании – знакомство, беседа с непосредственным руководителем, оформление документов и знакомство с документацией.
  3. Наставничество. Период длительный и важный. Закрепленный наставник разъясняет новичку его обязанности, проводит инструктаж, сам показывает детали на практике, отвечает на все вопросы, а также контролирует выполнение заданий. После обучения начинается самостоятельная работа, которая по времени совпадает с окончанием испытательного срока.

Период адаптации можно считать завершенным, когда сотрудник уже полностью уверенно и спокойно чувствует себя на рабочем месте. В течение всего адаптируемого периода менеджер по персоналу ведет наблюдение за новым сотрудником и оказывает ему всяческую поддержку.

Методы для успешной адаптации

Практика трудоустройства знает несколько методов адаптации новых сотрудников. Наиболее известными являются:

  • Неформализованное сопровождение – заключается в непосредственном сопровождении сотрудника. Метод требует много времени и энергии, чтобы кадровому менеджеру познакомить сотрудника со всеми тонкостями его работы
  • Корпоративный PR – предусматривает разработку методички, в которой будут собраны все корпоративные правила и стандарты
  • Инструктаж в подразделениях – знакомство с каждым подразделением в отдельности с помощью сопровождающихВведение в нюансы компании
  • Наставничество
  • Интернет-сайт – все более набирающий обороты метод адаптации. Сайт позволяет собрать воедино всю информацию о деятельности компании, методах, инструментах и правилах работы
  • Командный тренинг – предусматривает совместное обсуждение взаимных претензий, обид и недовольств, в ходе которого происходит поиск решений разных спорных вопросов, лучшее узнавание сотрудниками друг друга

При подробном рассмотрении каждого вида можно увидеть все их преимущества. Остановимся подробнее на наставничестве. Известность метод приобрел еще с древности.

Его эффективность доказана временем, а преимуществом считаются наименьшие трудозатраты, а также укрепления взаимосвязей внутри коллектива.

Суть метода в том, что сотрудники компании самостоятельно проводят обучение новичка и организуют его деятельность.

Есть еще один метод адаптации – коучинг. В отличие от наставничества, коучинг призван раскрыть потенциальные способности человека и тем самым добиться максимальной отдачи от него.

Метод основан на том, что потенциал сотрудника гораздо больше, чем он проявляется в жизни. Деятельность коуча направлена на раскрытие этого потенциала на благо компании.

Такой метод также экономит время, так как коучингом не занимаются в специально отведенный период, можно уделять этому время и в период основной работы. Наставничество и коучинг – разные методы, но ни в коем случае не исключают друг друга, а наоборот, дополняют. В тандеме эти два метода показывают отличные результаты.

Опыт иностранных компаний

Передовые организации часто используют в работе опыт зарубежных компаний, применяя следующие способы адаптации:

  • Secondment. Метод предусматривает обмен сотрудников между разными отделами или организациями. Делается это для обмена опытом, повышения квалификации, освоения новых навыков.
  • Buddying. Метод считается социальным и заключается во взаимоподдержке и взаимопомощи в выполнении задач. В результате улучшаются взаимоотношения внутри коллектива, повышается работоспособность.
  • E-learning. Обучение проводится с помощью электронных гаджетов, которые настраиваются на уровень знаний и навыков сотрудника. В результате новичок получает только нужный ему на данном этапе уровень информации, что ускоряет освоение материала.
  • Job Shadoving. При таком методе новичок закрепляется за опытным сотрудником, сопровождает его в течение дня и обсуждает с ним все рабочие моменты.

Из такого изобилия программ адаптации каждая компания выбирает подходящую только ей.

Социологические опросы показывают, что некоторые компании (8%) уделяют непростительно мало времени адаптации нового сотрудника, еще 12% только начинают задумываться об этом вопросе. Но все же большая часть компаний воспринимают адаптацию, как необходимый элемент ведения бизнеса.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://PravoDeneg.net/trudovoe/adaptatsionnyj-period-novogo-sotrudnika-po-prodolzhitelnosti.html

Адаптация к детскому саду

Адаптационный период и его необходимость

Кажется, совсем недавно появился на свет этот крошечный комочек счастья. Мы учились ухаживать за ним, следили за его развитием, радовались первой улыбке, первому слову, первому шагу. И вот, этот малыш уже немного повзрослел, у него есть свои чувства и эмоции, интересы и увлечения. И детский садик не за горами.

Сразу возникает много вопросов. Когда отдавать ребенка в сад? В какой детский сад идти и как его выбрать? Как подготовится к походу в детский сад? Что такое адаптация и как она протекает? Как помочь ребенку быстрее пройти адаптационный период? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Подготовка к детскому саду

  • С какого возраста отдавать ребенка в детский сад?

Психологи считают, что оптимальным будет возраст 3,5-4 года.

+ в этом возрасте ребенок становится самостоятельным, может объясниться, с ним можно договориться

+для общения, развития и социализации (не раньше 3- лет)

— привычки, характер сформированы (не полностью), нужно принять коллективную форму под названием детский сад с его графиком и системой.

— не у всех есть возможность находиться в декрете все это время.

Критерии выбора садика.

Почитайте отзывы о садах, пройдитесь по садам, которые вам понравились, поговорите с заведующей, воспитателем, с родителями детей, посещающих данный детский сад. Самое главное, это именно воспитатель, к которому попадет ребенок (а не “элитность” сада). Лучше, чтоб сад находился недалеко от дома или работы.

Становитесь на учет как можно раньше, ведь во многих районах (особенно новых) довольно тяжело попасть в желаемый сад.

  • Когда начинать подготовку к детскому саду?

За несколько месяцев до начала посещения садика.

Предлагаю Вашему вниманию бесплатный видеокурс от детского психолога о том, как подготовить ребенка к безболезненному походу в садик.

Как готовить ребенка в походу в детский сад?

  • Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить игрушки и делится игрушками, учите знакомиться (сначала сами спрашивайте как зовут детей и представляйте своего), учите детей играть в совместные игры (покатать мячик, догонять друг друга). Дайте понять ребенку, что общаться и играть с другими детьми весело и интересно.
  • Играйте с ребенком в детский сад. Расскажите, как там интересно, что у каждого ребенка есть свой шкафчик и своя кроватка. Там много интересных игрушек и занятий. Что в садике детки все вместе играют, кушают и спят. А мама с папой идут на работу, а после работы забирают ребенка домой.
  • Играйте с ребенком в игры на подражание.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ваш ребенок ходит на горшок, может сам кушать и одеваться, ему будет легче адаптироваться, он будет чувствовать себя более уверенно. Научите ребенка ходить в туалет не тогда, когда “очень хочется”, а заранее (перед прогулкой, перед сном)
  • Укрепляйте иммунитет ребенка. Одевайте ребенка по погоде, а не держите в тепличных условиях, гуляйте чаще на улице, если дома 20 градусов, ребенок может ходить дома босиком и в трусиках. Хорошо укрепляет иммунитет хождение босиком летом, а также водные процедуры.
  • Готовьте ребенка к тому, что мама может на время отлучится и это неизбежно только по той причине, что он (ребенок) уже большой.
  • Хорошо ввести режим садика дома. Если ребенок просыпается сам за час до того времени как нужно идти в сад, замечательно. Если днем ваш ребенок уже не спит, то нужно научит его это время спокойно лежать в кровати.

В какое время года вести ребенка в детский сад?

Лучше всего приводить ребенка в сад летом (июль—август). А вот, конец осени-зима-ранняя весна не лучшее время для начала садика, так как это время хождения большого числа всевозможных вирусов. В июне выпускные в старших группах. Лучше всего узнать, когда у вашей воспитательницы отпуск и привезти ребенка уже после отпуска в группу к основному воспитателю.

Адаптационный период

Адаптация – это не что иное, как приспособление организма и психики ребенка к новым условиям. Детям любого возраста может быть тяжело адаптироваться, ведь их жизнь полностью меняется.

Существует несколько видов адаптации

Виды адаптации

Адаптация протекает у всех по-разному, в зависимости от ребенка, его характера, состояния здоровья и темперамента. В среднем, адаптационный период около 1-2 месяца, однако может растянуться на полгода и больше.

Первое пребывание в саду длится у всех по-разному. Один ребенок будет целый час плакать, а второй полдня играть. Если вы пообещали придти за ребенком через час или до обеда, обязательно выполните свое обещание.

Следует помнить, что в адаптационный период нужно уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка.

Надо:

  • Уменьшить просмотр телевизора
  • Читать книги
  • Играть в спокойные игры
  • Обнимать и целовать ребенка как можно чаще, скажите, что понимаете, что ребенку страшно. Скажите, что любите его, что справитесь вместе.

Не нужно:

  • Ругать за то, что ребенок стал себя хуже вести
  • Посещать шумные мероприятия
  • Ходить в цирк, зоопарк, кофе
  • Плохо говорить о саде
  • Наказывать ребенка садом, забирать домой последним
  • Наказывать за детские капризы
  • Говорить “не бойся”,  “не плачь”,  “не расстраивайся”. Ребенок уже боится и переживает и такими фразами он услышит только то, что вы его не понимаете и не можете помочь. Также может появится негатив, я боязливый, пугливый, плохой.

Состояние ребенка в период адаптации

Эмоциональное состояние:

  • отрицательные эмоции (депрессия в виде плача, хныканья, испорченного настроения и сидения с безучастным видом в стороне),
  • страх (вызван новой обстановкой, незнакомыми людьми, отсутствием родителей),
  • злость, агрессия  и гнев (ребенок так реагирует на происходящие в жизни изменения),
  • социальные контакты (чем более ребенок общительным, тем легче может пройти адаптация),
  • любопытство и жажда знаний (возвращение к познавательной активности означает постепенное завершение адаптации),
  • социальные навыки (ребенок перестает уметь одеваться, мыть руки и говорить спасибо, после все возвращается в норму),
  • речь (может забыть многие слова),
  • двигательная активность (становится либо слишком медлительный либо слишком быстрым),
  • сон (не может уснуть),
  • аппетит (отказ от еды в детском саду).

Как облегчить период адаптации ребенка в детском саду?

Нужно понимать, что адаптация затрагивает все сферы жизни (сон, аппетит, психологическое и эмоциональное состояние, утомляемость).

  1. Посмотрите на себя и свое эмоциональное состояние. ТО, как вы относитесь к детскому садику, воспитателю ваш ребенок чувствует и копирует. Все будет хорошо. Ваш девиз. Не нужно паниковать или, наоборот, идеализировать жизнь в саду. Поймите, это необходимость и действуйте уверенно.
  2. Поговорите с воспитателем, расскажите о привычках, интересах своего ребенка, а также обговорите режим посещения детского сада в период адаптации.
  3. Мотивируйте ребенка для похода в садик (“в садике скучает без него/ее машинка/кукла”).
  4. Старайтесь не делать перерывов в посещении детского сада (исключение – болезнь с температурой).
  5. Не старайтесь уйти незаметно, если вы будете пропадать в разное время, ребенок будет бояться, что вы можете исчезнуть в любое время. Придумайте ритуал для прощания и повторяйте его каждый день.
  6. Нельзя перед ребенком обсуждать то, что не устраивает в детском саду или обсуждать воспитателя.
  7. Говорите, что вы очень рады за своего ребенка, гордитесь им. Ведь он теперь такой взрослый и самостоятельный, уже ходит в детский сад. Однако не говорите, что детский сад – это работа.
  8. Научите ребенка брать на улицу и в детский сад те игрушки, которыми он может поделиться с друзьями.

Некоторые  рекомендации по адаптацию можно узнать из следующего видео.

Ребенок, который принимает поход в детский сад как необходимость, прошел период адаптации. И даже если он скучает или не любит ходить в садик, это нормально. После адаптации ребенок станет собой, нормализуется сон.

Итак, если ребенок знает и принимает правила поведения в детском саду, имеет определенные навыки самообслуживания, умеет разъясняться, а также ребенку психологически комфортно в саду, можно считать, что ребенок прошел адаптационный период успешно.

Помните, ваш ребенок должен видеть перед собой уверенных, спокойных и любящих его родителей.

Если у вас есть опыт адаптации, поделитесь им, пожалуйста, возможно, именно ваш опыт поможет тем, кому этот период еще предстоит.

Источник: https://my-happybaby.ru/adaptatsiya-k-detskomu-sadu

Адаптационный период и его необходимость

Адаптационный период и его необходимость

Адаптация ребенка в детском саду – вопрос, который волнует всех родителей, впервые отправивших своих малышей в детский сад. Действительно ли так необходимо давать ребенку время привыкнуть к новым условиям? Почему рекомендуется подготавливать ребенка к детскому саду? Попробуем ответить на эти и другие вопросы.

Как подготовить малыша к посещению ДОУ?

Подготовку к первому посещению ДОУ нужно проводить за определенный период до его начала – специалисты рекомендуют отвести на это несколько месяцев. Такая подготовка заключена в следующем: родители приближают привычные для ребенка условия к тем, которые будут уже непосредственно в детском саду.

Один из важных моментов — распорядок дня. Ребенку будет заметно легче адаптироваться к изменениям в случае, если он научится вставать раньше и придерживаться режима дня, как в ДОУ (завтрак, время для прогулок, обед, дневной сон, игры и т.д.). Также необходимо постепенно подготавливать его к пище, похожей на предлагаемую в саду.

Немаловажный момент — знания и информация о том, что же такое детский сад. Если такая возможность есть, то можно отправиться на прогулку-экскурсию именно в тот сад, куда будет ходить малыш, и рассказать ребенку важные моменты.

Обязательно необходимо проигрывать (к примеру, с куклами и др.) поход в детский сад. В игре необходимо уделять внимание таким моментам, как:

  • мама приводит своего кроху;
  • оставляет малыша с воспитательницей;
  • как мама забирает малыша.

Когда лучше начать посещение ДОУ?

Специалисты утверждают, что оптимальный вариант — это привести  малыша в сад летом (желательно в июле или в августе).

Период осень и зима, а также ранняя весна – не лучшее время для начала похода в сад, потому что это так называемый период простуд. А вот в конце мая начале июня обычно проходят выпускные в старших группах.

А потому новичкам в это время воспитатели не смогут уделить должного внимания.

Адаптационный период. Виды адаптации

Как не бывает одинаковых людей, так и каждый малыш адаптируется к новому месту по-разному. Специалисты выделяют три группы адаптации среди детей:

  1. Тяжелая степень. К ней относятся дети, болезненно переживающие по поводу новой обстановки. У них возможны, нервные срывы, они чаще заболевают вирусными инфекциями. В таких случаях контактировать с ребёнком можно только посредством родителей (бывают случаи, что с малышом вообще не получается наладить контакт). В таких ситуациях ребенок ходит из одного места в другое, от игрушки к игрушке, ни на чем не задерживая внимания, он встревожен и замкнут.
  2. Средняя степень адаптации. К ней относятся дети, переживающие смену обстановки без нервных расстройств. Ребёнок контактирует с другими, напряжённость со временем уходит, малыш в состоянии вступить в контакт самостоятельно, может начать играть.
  3. Легкая адаптация — дети ходят в садик, как правило, с желанием, проще привыкают к смене обстановки. Малыш спокойно входит в группу. Ребёнок вступает в контакт сам и играет с ребятами, он доброжелателен.

Все дети разные, и привыкают они к детскому саду по-разному: кто-то несколько дней или неделю, а другой — пару месяцев или даже больше. Важно учитывать темперамент ребенка, состояние его здоровья, обстановку в семье и др.

Способы облегчения периода адаптации

Важно знать, что адаптация ребенка в детском саду — это непростое явление, и затрагивает оно разные сферы жизни ребенка. Советы, по облегчению период адаптации ребенка в детском саду следующие:

  1. Очень многое зависит от вашего эмоционального состояния, потому что ребенок все чувствует и копирует. Ваш единственный девиз на этот период — все будет хорошо.
  2. Пообщайтесь с воспитателем группы, уделите внимание привычкам, интересам своего малыша, а также обсудите режим посещения детского сада на время адаптации: возможно, придется его скорректировать.
  3. Стараться не прекращать посещать детский сад без уважительной причины.
  4. Когда отводите ребенка в сад, не пытайтесь уйти незаметно, т.к. в ребенке это будет рождать страх, что вы можете исчезнуть, когда угодно.

И главное — показывайте малышу, что Вы рады за него, и что гордитесь им, потому что он уже стал самостоятельным, и уже ходит в детский сад. Обнимайте и целуйте кроху, когда оставляете в детском саду и забираете его. Интересуйтесь, чем он сегодня занимался. Проявите интерес – и ребенок быстро и легко привыкнет к новому образу жизни.

Источник: https://babyben.ru/vospitanie/adaptacionnyj-period.html

Адаптация работников: 3 подхода, 4 этапа и 5 факторов

Адаптационный период и его необходимость

Oльгa Юрьeвнa Минчeнкoвa, доктор экономических наук, пpoфеccор кафедры мeнeджмeнта факультета эконoмики и управления Мocковского гуманитарного университета (МocГУ).

Наем является достаточно дорогостоящей и длительной по времени процедурой. К началу работы организация на приобретение нового работника затрачивает значительное количество финансовых и временных ресурсов.

Адаптация — это процесс взаимного приспособления работника к организации и организации к работнику.

С точки зрения работника, можно выделить два направления адаптации:

  1. первичная, т.е. процесс приспособления работников, не имеющих никакого трудового опыта. Как правило, это касается выпускников учебных заведений;
  2. вторичная, т.е. процесс приспособления работников, имеющих трудовой опыт, но переходящих либо на новое рабочее место, либо в другую организацию.

Обычно большинство новых работников, приступая к деятельности на новом рабочем месте или приходя в новую организацию, стараются проявить себя с положительной точки зрения. Однако трудовая деятельность на новом рабочем месте может быть сопряжена с негативными моментами. Выделяют следующие опасения работников, связанные со страхом потерпеть неудачу на новой работе:

  • боязнь потерять работу (быть уволенным по какой-то причине);
  • не суметь завоевать уважение коллег;
  • не справиться с новой работой;
  • обнаружить недостаток опыта или знаний;
  • показаться некомпетентным;
  • «не понравится» трудовому коллективу;
  • «не возлюбить» трудовой коллектив самому;
  • не суметь найти общего языка с руководителем.

Кроме того, необходимость в управлении процессом адаптации неоспорима в силу того, что статистические данные многих организаций говорят об особо высоком проценте увольнений, приходящихся на первый месяц работы новых работников. Также большинство несчастных случаев приходится на первое время работы новых работников в организации.

Три подхода

Организации, принимающие на работу нового сотрудника, используют «оптический», «армейский» или «партнерский» подходы к адаптации.

1. «Оптический» подход обычно выражается в словах «начинайте работать, мы на вас посмотрим, а там будем обсуждать оплату и полномочия».

Как правило, такие работодатели считают, что рынок рабочей силы перенасыщен специалистами любой квалификации и любого специалиста можно легко заменить.

«Оптический» подход дает кандидату ощущение несерьезности организации и отсутствия заинтересованности в его работе.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Структура разбиения работ как инструмент управления проектом

2. «Армейский» подход заключается в выражении «трудно в учении, легко в бою». На протяжении испытательного срока новому сотруднику создаются дополнительные трудности в виде особо сложных и ответственных заданий.

При этом его не знакомят с существующими наработками и не дают никаких объяснений.

Иногда организации, исповедующие такой подход, ограничивают период работы с каждым сотрудником испытательным сроком, а затем принимают на работу нового работника.

Чаще всего это не жесткая «потогонная» система, а действительно попытка отобрать самых лучших работников, которая в конечном итоге может привести к негативным последствиям.

Работник, прошедший испытательный срок в подобной организации, либо расслабляется после прохождения испытания и считает, что уже обеспечил себе спокойное существование, либо будет «мстить» за несправедливое жесткое отношение.

Кроме того, в организациях «армейского» типа неизбежна «дедовщина», т.е. жизнь каждого вновь принятого работника будет еще сложнее. В итоге организация может быть вообще отрезана от притока новых сил.

Жесткое дисциплинарное отношение к вновь принимаемым работникам имеет смысл только в том случае, если вся политика в области персонала носит такой же характер и сотрудник не заметит окончания испытательного срока.

3. «Партнерский» подход обычно демонстрируют организации, имеющие большой и разнообразный опыт найма сотрудников.

По сути этот подход является признаком зрелости организации, осознающей необходимость оперативности в определении соответствия кандидата требованиям должности и соответственно снижения затрат, неизбежных при найме персонала и его адаптации.

Зрелый работодатель понимает, что идеальных работников не бывает и что каждый прием на работу — это компромисс между ожиданиями и действительностью.

Четыре этапа

Процесс адаптации может проходить в четыре этапа.

1. Оценка уровня подготовленности нового работника необходима для разработки эффективной программы адаптации.

Даже если работник имеет специальную подготовку, опыт работы в аналогичных структурах, то, попадая в новую организацию, он неизбежно сталкивается с различной внешней инфраструктурой организации, новым персоналом, технологией деятельности. Все это неизбежно приводит его в незнакомую ситуацию.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Структура профессионального опыта

2. Ориентация на месте, т.е. практическое знакомство работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются. К этой работе привлекаются непосредственный руководитель и служба управления персоналом.

3. Непосредственная адаптация. Этот этап состоит в приспособлении нового работника к своему статусу и в значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.

Этот элемент адаптации является ключевым, поскольку от него зависит, как новый сотрудник будет принят на рабочем месте.

Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную психологическую поддержку работнику, регулярно проводить беседы и оценивать эффективность его деятельности на новом рабочем месте.

4. Полное включение в работу. Этим этапом завершается процесс адаптации нового работника в организации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и личных проблем и переходом к стабильной работе.

Если процесс адаптации в организации хорошо отрегулирован, то адаптационный период и затраты на нее сокращаются в несколько раз и приносят существенную выгоду как организации, так и работнику.

Сотрудник заинтересован в том, чтобы процесс адаптации прошел как можно быстрее, поскольку он несет не только моральные потери, связанные со страхом потерпеть неудачу на новой работе или потерять ее (быть уволенным по какой-то причине), но и материальные, связанные с меньшим уровнем заработной платы на время адаптационного срока.

Пять факторов

На адаптацию влияют следующие факторы.

1. Правильность проведения процедуры найма (отсутствие ошибки типа «прием на работу непригодного кандидата» и пр.

) Соответствие профессиональных навыков нанятого персонала требованиям рабочего места позволяет сократить время введения в должность, избежать недоразумений, связанных с неадекватным поведением работников в новых организационных условиях.

Кроме того, при ошибках, связанных с наймом непригодного кандидата, возникают косвенные затраты, определяемые как потери, вызванные отказом в приеме на работу более достойному.

2. Размер организации. Чем меньше организация, тем более неформальными являются процедуры адаптации в ней.

Поэтому, если нет необходимости в дополнительном обучении, затраты организации будут связаны с ознакомительной беседой, проводимой, как правило, во время трудового процесса.

С ростом размера организации увеличивается количество функциональных и информационных связей. В процессе адаптации необходимо их освоение, что требует определенного времени и соответственно затрат.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Подготовка кадрового резерва: два проверенных способа

3. Уровень межличностного общения в коллективе и морально-психологический климат. Высокий уровень межличностного общения в коллективе и комфортный морально-психологический климат в организации уменьшают ее затраты на адаптацию персонала.

Вновь нанимаемый персонал попадает в условия, способствующие сокращению времени адаптации за счет построения доверительных отношений, неформального обмена опытом, отсутствия конфликтов, связанных с возможными ошибками нанятых работников.

4. Характер и содержание занимаемой должности. Более сложный характер должности и ответственность, предусмотренная ею, предполагают более длительный период освоения должности и соответственно рост затрат на адаптацию.

5. Социально-демографические характеристики и свойства личности (пол, возраст, семейное положение, образование, степень соответствия образования и выполняемой работы, профессиональная квалификация).

Все они в разной степени влияют на время прохождения процесса адаптации, а соответственно и на затраты на нее. Воздействие данных факторов может изменять интенсивность и скорость протекания процесса адаптации.

Его продолжительность может занимать от одной недели до двух лет, что в конечном итоге скажется на затратах на адаптацию персонала.

Изучение курса «Управление персоналом» поможет вам повысить свою профессиональную квалификацию в области HR

Источник: http://www.elitarium.ru/adaptacija-rabotnikov-trudoustrojstvo-sotrudnik-dolzhnost-upravlenie-personalom/

Адаптация персонала в организации: виды, этапы, сроки адаптации сотрудников в коллективе

Адаптационный период и его необходимость

Выбор лучшего кандидата на должность не является успехом и гарантированной победой HR-отдела. На пути к реализации своей задачи, успешной укомплектованности штата, находится важный этап – адаптация персонала. Какова роль этой стадии бизнес-процесса организации, в чем ее суть и как добиться успеха в этом деле, расскажем далее.

Процесс поиска, найма и замены сотрудника предполагает достаточно большие затраты времени и финансовых средств организации. Часто собственник тратит много денег на подбор необходимого компании узкопрофильного специалиста, который требуется предприятию для достижения конкретной стратегической цели. Но абсолютно у каждого нового работника есть период адаптации на новом рабочем месте.

Адаптация – это обоюдный процесс восприятия, оценки и приспособления как нового сотрудника к предприятию-работодателю, так и предприятия к работнику. Этот этап проходит в разных компаниях по-разному, многое зависит и от индивидуальности сотрудника.

Срок его варьируется от 2-х недель до полутора месяцев. В этот период работа ведется под контролем HR-отдела. Одна из его функций – профориентация кандидата в самом начале его деятельности и правильное определение его способностей и возможностей.

Адаптация – это обоюдный процесс восприятия, оценки и приспособления как нового сотрудника к предприятию-работодателю, так и предприятия к работнику.

Целями адаптации являются:

  1. Сокращение издержек. Пока новый работник сложно и долго разбирается с тем, как работает предприятие, он трудится малоэффективно и не дает результат, который необходим для роста прибыли компании. Трудовая деятельность любого работника должна быть результативна.
  2. Снижение уровня неопределенности новичка на рабочем месте.
  3. Сокращение текучести кадров. Если новый работник чувствует себя некомфортно и неуверенно, он, скорее всего, уволится в течение короткого времени.
  4. Рост лояльности компании-работодателя в HR-сфере, среди потенциальных сотрудников и внутри компании.
  5. Экономия ценного времени непосредственного руководителя нового сотрудника и остальных работников отдела. Необходимость тратить время на неуверенного и сомневающегося работника, который не приспособился к новому месту, не позволяет работать в правильном режиме. Тем самым сбивается график и снижается эффективность работы всего отдела.

Основным врагом нового сотрудника в компании (особенно, без трудового опыта) являются сомнения и страхи, которые иногда не позволяют показать себя с лучшей стороны и становятся причиной скорого ухода с работы.

Среди «фобий» новых работников во время адаптации:

  • Потерять полученное место в компании.
  • Не справиться с обязанностями, нарушить сроки выполнения проектов.
  • Не найти общего языка с коллегами, проблемы коммуникации.
  • Обнаружить профессиональные недостатки или пробел в знаниях, необходимых для работы.
  • Оказаться некомпетентным в глазах руководства и коллег.
  • Не сработаться с новым руководителем.

Необходимость правильной адаптации неоспорима и по той причине, что большинство увольнений приходится на сотрудников, которые отработали в компании менее месяца. Кроме того, достаточно часто на предприятии несчастные случаи на производстве происходят именно в первое время работы нового специалиста.

Необходимость правильной адаптации неоспорима и по той причине, что большинство увольнений приходится на сотрудников, которые отработали в компании менее месяца.

Задачи и основы работы отдела персонала по управлению процессом адаптации:

  1. Программа тренингов и обучающих мероприятий для нового сотрудника. Этот инструмент поможет понять суть его работы, получить необходимую информацию касательно деятельности предприятия; теоретические знания и практические навыки активизируют уверенность в себе и повышают результативность работы.
  2. Контроль индивидуальной коммуникации руководителя с сотрудником. Подходят способы как формального, так и неформального общения (например, после работы или совместный досуг сотрудников на выходных или в праздники).
  3. Организация краткосрочных курсов и тренингов для топ-менеджеров, вступающих в данную должность. Обучение азам руководства является ключом к эффективной и долгой работе руководителя.
  4. Разработка системы методов поэтапного усложнения заданий для нового сотрудника.
  5. Применение метода общественных поручений для более тесного контакта с коллективом.
  6. Организация тимбилдинга или специальных ролевых игр для сплочения коллектива и нового работника.

Социальная адаптация – это процесс приспособления нового человека к коллективу, новой для него социальной среде и ускорения превращения ее в сферу его трудовой деятельности. Этапы и содержание по пунктам:

  • Плавное вхождение в среду.
  • Знакомство с нормами и ценностями отдела/коллектива.
  • Мотивация закрепиться в коллективе и эффективно трудиться, удовлетворяя личные профессиональные потребности.

Производственная адаптация – это трудовой процесс внедрения сотрудника в новую для него профессиональную деятельность, ускоренный курс понимания задач и специфики деятельности. Этой цели служат курсы, тренинги, положительный настрой на работу.

Психофизиологическая адаптация заключается в том, чтобы новый работник смог справиться как с физическими, так и с психологическими нагрузками, которые неизбежны в начале работы на новом месте.

Социально-психологическая адаптация практически равна условиям труда, когда работник вступает в процесс профессиональной коммуникации с коллективом и ему важна и интересна его профессиональная деятельность.

Организационная адаптация состоит в том, что новичок знакомится с нюансами организационных моментов компании: местом работы, особенностями бизнес-процесса, взаимодействия с другими сотрудниками и подразделениями, своей ролью в организации.

Организационная адаптация состоит в том, что новичок знакомится с нюансами организационных моментов компании.

Экономическая адаптация подразумевает выявление перспектив роста оклада.

Методы адаптации

Немаловажную роль в работе нового сотрудника играют правильно подобранные методы адаптации персонала. Они бывают двух видов: непроизводственные и экономические.

Суть экономических методов заключается в материальной мотивации сотрудника. Ведь основным критерием выбора работы является заработная плата. Непроизводственные методы состоят в том, что работодатель выбирает собственную схему проведения мероприятий по адаптации новых сотрудников.

Приведем пример непроизводственных методов: тимбилдинг, корпоративный PR, наставничество новых работников, корпоративные группы и сайты, проведение бесед и инструктажей внутри коллектива. Любой способ из вышеперечисленных достаточно эффективен в период адаптации сотрудника, а также для сплочения коллектива.

Современные технологии позволяют улучшить бизнес-процессы на предприятии и работать над командным духом всех сотрудников, увеличивая эффективность и результативность их работы и процветания компании.

Адаптация персонала является важным бизнес-процессом в любой организации, поэтому его не следует упускать из виду. Важно тщательно проработать схему этого проекта и зафиксировать его как корпоративное и нормативное положение об адаптации персонала конкретной компании.

Это положение должно контролироваться ответственными сотрудниками.

Только если оно будет действительно работать, новые работники смогут быстро вникнуть в работу, избежать страхов и неуверенности в себе, за короткий срок стать результативным звеном команды.

Для составления такого документа можно использовать образец положения об адаптации персонала, прописав в нем пункты, методы и инструменты, которые будут использоваться в процессе работы.

Источник: https://zhazhda.biz/base/adaptaciya-personala

Адаптационный период для нового сотрудника – сколько равен по продолжительности, методы и желаемые результаты

Адаптационный период и его необходимость

Адаптационный период для нового работника на месте, это время, которое играет важную роль не только в начале работы, но и для последующего сотрудничества.

Сроки этого периода могут быть самыми разными и чем быстрее работник вольется в коллектив и вникнет в работу, тем проще будет и ему, и окружающим. О том, что такое адаптационный срок, для чего он необходим и как правильно ввести нового работника в курс дел – поговорим в сегодняшней статье.

Кто должен проводить адаптацию

Правильная программа адаптации позволяет работнику быстро освоиться.

Адаптационную работу с сотрудником может проводить любой член коллектива. Обычно наставника назначают из наиболее активных и добросовестных работников компании. Но если речь идет о большой корпорации, то в данном случае работа по адаптации новичка может быть возложена сразу на несколько лиц. 

Приведем пример распределения адаптационной работы:

  1. Начальник – подготавливает все должностные инструкции для сотрудника, организует ему удобное рабочее место, занимается всеми документационными вопросами, вводит работника в курс дела;
  2. Кадровый работник – извещает работника о дате выхода на работу, собирает документы для руководителя, предоставляет новому сотруднику все необходимое для работы (канцелярию или инструменты), знакомит сотрудника с коллективом;
  3. Наставник – человек, который на данном этапе является главным направляющим сотрудника. Именно от того, как сложатся отношения с наставником, от его компетенции и знаний будет зависеть скорость адаптации сотрудника и его профессионализм, а также вся дальнейшая карьера.

В целом, обычно процесс адаптации проходит достаточно хорошо, если руководителем приложены для этого все необходимые усилия. Грамотные руководители всегда стараются в полной мере предоставить новому работнику все необходимые условия для правильной и своевременной адаптации.

Верно проведенная адаптация работника позволяет:

  • установить гармоничные отношения в коллективе;
  • раскрыть в полной мере потенциал сотрудника;
  • позволить работнику занять удобное место в иерархической системе компании;
  • увеличить возможность развития специалиста в профессиональной сфере;
  • получить сплоченный и ответственный коллектив;
  • значительно повысить производительность труда;
  • повысить ответственность сотрудников и пунктуальность, а также решить многие другие задачи.

Кроме того важно помнить, что неправильная адаптация или же ее полное отсутствие как таковой, это верный путь к апатии, депрессии, плохому настроению сотрудника и многим другим проблемам. Кроме того, неважные или того хуже враждебные отношения в коллективе – прямой путь к крушению компании.

Плохие отношения между сотрудниками приводят к постоянным ссорам, некачественному выполнению работы, отсутствию ответственности, а также к безынициативности работников. Поэтому своевременное и грамотное проведение адаптации – ключ к успеху не только для нового сотрудника, но и для руководителя.

Важно понимать – для каждого человека, ввиду его психологических и психофизических особенностей срок адаптации может быть самым разным. Поэтому устанавливать жесткие рамки адаптации не стоит.

Обычно, адаптационный период заканчивается оцениванием возможности работы в компании, как сотрудником, так и работодателем. И если работник с удовольствием остается работать, значит начальник все сделал правильно.

Если все пошло не так

Нужно внимательно следить за работником в период адаптации.

Нередко возникают и ситуации, когда работник никак не может привыкнуть к работе и коллективу. Сигнализировать об этом могут следующее:

  1. Нежелание сотрудника выполнять новые задачи;
  2. Апатия к работе в целом;
  3. Отношения в коллективе становятся натянутыми, к новичку относятся предвзято;
  4. Клиенты или же партнеры жалуются на некомпетентность сотрудника;
  5. Работник и руководитель никак не могут найти общий язык.

Помимо этих причин есть и масса других, но все они направлены исключительно на негатив – работа сотруднику не в радость и для компании приносит только негативные последствия.

Происходить подобное может по двум основным причинам – неправильно проведена адаптация работника, либо же сам специалист некомпетентен в своей области. И в том и в другом случае, руководителю следует принять меры по исправлению ситуации.

Например:

  • открыто поговорить с работником о сложившейся ситуации и своих недовольствах, выслушать точку зрения сотрудника;
  • предложить работнику пройти обучение по специальности;
  • сменить тактику адаптации новых сотрудников;
  • провести беседы с коллективом и так далее.

Методов исправления ситуации достаточно много и от того, насколько инициативна каждая сторона зависит исход дела.

В целом же, если обе стороны ведут себя апатично, то рано или поздно это приведет к расторжению трудового договора.

Источник: https://naimtruda.com/rekrut/adaptiv/adaptatsionnyj-period-novogo-sotrudnika-po-prodolzhitelnosti-raven.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.