В чем заключается социальное воспитание детей?

Содержание

Современные проблемы социального воспитания

В чем заключается социальное воспитание детей?

На фоне переосмысливания старых и формирования новых жизненных ценностей проблемы социального воспитания приобретают особую актуальность. Именно им присваивается ключевая роль в воспитательном процессе.

Воспитание как основа социально педагогической проблемы

В педагогике проблема социального воспитания принимает вид специально организованного, целенаправленного и управляемого воздействия воспитателей на подопечных с целью достижения у них уровня базиса основ и норм поведения.

С ростом современных социальных проблем педагогическая наука признает неорганизованное воспитание под влиянием повседневной жизнедеятельности ребенка на формирование личности. Здесь принимает участие все его окружение – члены семьи, друзья, люди с улицы, с которых так часто дети копируют жесты и лексику.

В связи с этим востребовано организованное воспитание, которое проводится квалифицированными педагогами. Именно педагогика позиционирует определенные цели воспитания, стремится к формированию социально ценных навыков и привычек, создает платформу фундамента его индивидуальности.

Ведь еще великий Ж. Ж. Руссо определил три главных фактора воспитания-воздействия на ребенка — природу, людей и общество. Поэтому перед воспитателем стоит задача — добиться полной гармонии этих действий.

Воспитание имеет непосредственное отношение к педагогике и психологии, которой отдается ключевая роль в формировании подхода к ребенку.

Роли воспитания может даваться разная оценка. Это может быть либо утверждение его полной бессмысленности в случае плохой наследственной базы и негативного влияния среды, либо признание его как единственное средство перевоспитания человека.

Поэтому эффективность и повышение сознательного усвоения системы знаний немыслима без профессионального подхода педагогического состава.

Разновидности воспитания и роль в формировании личности

Первоочередная задача воспитания — выявление склонностей или дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, по способностям и возможностям. Выделяют несколько форм воспитания, каждая со своей спецификой взаимодействия.

Умственная

  • Добиться усвоения полученных знаний;
  • Заложить основу научного мировоззрения;
  • Стимулировать умственные силы, способности и дарования;
  • Сформировать активную тягу к познанию новых интересов;
  • Вызвать интерес к повышению уровня подготовки.

Физическая

Входит в основу всех воспитательных систем. Способствует выработке у молодежи физической подготовки, выносливости, терпению, стремлению к победе. Все это оказывает существенную помощь на формирование новых черт характера и позиционирует силу воли для достижения успеха в любом начатом деле.

Трудовая

Отвечает за формирование трудовых действий и азов производственных отношений за счет изучения орудий труда и способов их применения. Именно труд считается главным фактором, который мотивирует развитие личности.

Читайте еще:  Как воспитать ребенка личностью

Политехническая

Направлено на знакомство с основным принципом отдельного производства. Позволяет добиться усвоения нового материала о производственном процессе и отношениях.

Ставит перед собой задачу:

  1. Выработать интереса к производственной деятельности;
  2. Развить технические способности, новое экономическое мышление;
  3. Дает возможность проявить изобретательность;
  4. Позволяет выявить склонность к предпринимательству.

Правильная организация политехнического образования ведет к трудолюбию, дисциплинированности, ответственности и позволяет осознанно выбрать будущую профессию.

Нравственная

Формирует у подрастающего поколения основы социальных норм общества за счет понимания нравственности, суждений, чувств, убеждений, навыков, привычек поведения. Определяет постановку:

  1. Общечеловеческих ценностей;
  2. Непреходящих моральных исторически сложившихся норм на фоне эволюционной картины развития общества;
  3. Новых принципов и норм, которые стали результатом современного этапа развития общественного мировоззрения

Эстетическая

Подразумевает основу основ воспитательной системы, с учетом грамотной, комплексной подачи и дальнейшего развития эстетических идеалов, потребностей или вкуса, которые отвечают за познание индивидуальности человека.

Социальные проблемы семейного воспитания

Постоянный рост тотальных проблем преобладает во всех областях существования общества, что объясняет повышение интереса к воспитанию детей в сфере педагогического воздействия. Целью и результатом семейного социального воспитания считается социальное развитие личности.

Это сложный структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером ценностных установок, целей, с одной стороны, с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей. Согласно Д.И. Фельдштейну, закономерность социального развития может предопределять:

  1. Уровень освоения основ базиса социализации;
  2. Степень адаптации с учетом проявления новых качеств характера – независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности, отсутствие комплексов;
  3. Принципы взаимодействия человека и общества.

В связи с использованием интернета, телевидения и других информационных или мультимедийных средств, у ребёнка складывается виртуальное восприятие мира.

Это особенно отражается на психическом развитии детей школьного возраста: нарушаются основы развития детского мировосприятия, культуры, психики.

Поэтому родителям так важно с раннего возраста правильно организовать досуг, вовремя обнаружить и развить таланты своих чад.

Изучение и анализ факторов организованной или стихийной среды влияния на ребёнка со стороны таких средств, характеризуется, правильной постановкой задач социального воспитания учащихся средних учебных заведений.

Специфика задач социального воспитания ребенка

  • Оказание помощи для успешного, эффективного прохождения процесса социальной адаптации, автономизации и интеграции;
  • Индивидуальная помощь личности при кризисных ситуациях в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое состояние ребенка;
  • Защита прав на достойную жизнь в обществе, профессиональное самоопределение;
  • Охрана здоровья, организация социальной, физической, познавательной, творческой деятельности;
  • Помощь подросткам в принятии самостоятельных решений при организации своей жизни

Читайте еще:  Современные методы воспитания личности

Результатом социального формирования личности является воспитанность ребенка (подростка) – это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой или стихийной социализации.

Воспитание в современной России как социальная проблема

Целенаправленная деятельность воспитателя или общества заложены в основу воспитательного процесса, при котором результат усвоения, активного воспроизводства посредством общения, помогает ребенку постепенно войти в мир социума. Сложнее с детьми, в раннем возрасте оставшихся без опеки родителей, проблемам социализации которых, уделяется особое внимание правительства.

Для детей-сирот характерно ситуативное проживание реальности, которое приводит к отвержению отдельных пережитых эпизодов, что препятствует развитию адекватной самооценки до критического уровня.

Ключевым направлением в решении трудностей социальной проблематики выступает педагогика, которая в состоянии разумно организовать процесс усвоения ребенком социального опыта, системы связей и отношений.

При этом преодоление актуальных трудностей выстраивается на базе его активного участия в освоении культуры человеческих отношений, системы социальных ролей, необходимых для успешной самостоятельной жизни. Все происходит на фоне условий стихийного взаимодействия человека с окружающей средой в ходе целенаправленного воспитательного тренинга.

Социальное воспитание представляет основную часть процесса социализации, подразумевает целенаправленное управление формированием качеств личности человека, необходимых ему для успешной адаптации в обществе.

Социализация детей-сирот как главная задача педагогики

Основной целью педагогов детского дома считается формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы. Особенно важно мотивировать развитие, совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности.

Главные задачи социального воспитания детей-сирот рассчитаны на полное обеспечение полноценного участия во всех сферах социальных отношений, которые будут позиционировать:

  1. Готовность к труду, направленному на развитие разнообразных способностей детей, их подготовку по выбору профессии;
  2. Формирование необходимых навыков для построения собственной семьи;
  3. Способность трезво подходить к решению социально-экономических задач

Для социального воспитания детей-сирот требуется специально организованная психолого-педагогическая деятельность, которая поможет им самоопределиться в жизни.

Эффективность формирования личности зависит от создания особой доверительной атмосферы педагогом в правильном эмоциональном тоне с сочетанием требовательности и доброты к ребенку.

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/problemy-2

Социальное воспитание детей

В чем заключается социальное воспитание детей?
/ Статьи о детях / Социальное воспитание детей

Вся жизнь человека проходит в обществе. Социальное воспитание детей направлено на адаптацию детей к различным коллективам. Умение выстраивать отношения с другими людьми пригодится малышу в любом возрасте.

Социальное воспитание детей грудного возраста

Социальное воспитание детей зависит от возраста. Первые месяцы жизни круг общения младенца сильно ограничен. Самые близкие люди для ребенка – родители и другие члены семьи.

Уже в 3-4 месяца дети выделяют знакомые лица и демонстрируют свою радость при их появлении. Реакция на чужих людей более настороженная.

Часть малышей выражают свой страх плачем, другие просто настороженно рассматривают незнакомцев.

Социальное воспитание детей первых месяцев жизни ограничивается знакомством малыша с ближайшими родственниками. Чем младше ребенок, тем меньше в его окружении должно быть посторонних.

Когда малыш чуть подрастет, нужно начать знакомить его с правилами поведения в коллективе. В возрасте 9-10 месяцев детей учат здороваться, прощаться, улыбаться при встрече. Такое обучение проводится в форме игры.

Пример взрослых тоже помогает ребенку освоить первые вежливые слова.

Уже с года ребенок становится более общительным. В этом возрасте его больше привлекают взрослые и старшие дети. Социальное воспитание детей в это время чаще ограничивается семьей. Разговаривайте с ребенком, читайте ему сказки, играйте в доступные игры. Во время таких  занятий малыш усваивает правила общения в коллективе.

Социальное воспитание детей после года

После года нужно расширять круг знакомств ребенка. Те дети, которые практически все время проводят с мамой, позже с трудом адаптируются к группе дошкольного учреждения и другим коллективам. Оставляйте малыша с папой, другими близкими родственниками. Так мама освободит себе немного времени для личных дел, учебы и работы, а ребенок получит бесценный опыт общения.

В возрасте 2-3 лет дети начинают больше внимания обращать на сверстников. Игры и развлечения с другими детьми становятся для малышей крайне привлекательными.

Социальное воспитание детей этого возраста и старше в основном проходит в детских садах. Если ваш ребенок не посещает дошкольные учреждения, то постарайтесь найти ему сверстников для постоянного общения среди детей соседей и знакомых.

Ребенок, который растет только среди взрослых, долго демонстрирует инфантильное поведение.

Школьники получают достаточно общения со сверстниками. Социальное воспитание детей в этом возрасте проходит в стенах учебных заведений. Родители могут способствовать успешной адаптации ребенка к коллективу.

Поощряйте детей приглашать друзей в гости, устраивайте домашние праздники. Роль семьи заключается и в создании положительной мотивации к общению у детей. Покажите ребенку, что дружба – одна из основных ценностей.

Моральное воспитание детей

Мораль – это общественные законы. Часть этих норм прописана в кодексах нашей страны, часть не носит юридической силы. Мораль поддерживается традициями страны и воспитанием. Нарушение таких правил приводит к общественному порицанию.  Моральное воспитание детей начинается в семье и продолжается в организованных коллективах.

В тот момент, когда мама впервые обращает внимание ребенка на то, что хорошо, а что плохо, она закладывает основы нравственности. Моральное воспитание детей не ограничивается разговорами. Запреты, наказания и поощрения тоже несут только вспомогательную роль. Главным в формировании нравственности является личный пример родителей и воспитателей.

Споры о воспитании детей часто касаются именно моральных вопросов. Взгляды разных педагогов могут сильно отличаться. Родителям стоит опираться на свою интуицию и жизненный опыт.

Слайд-шоу

Как внести в свою жизнь больше позитива?

Многим кажется, что добавить немного позитива в свою жизнь очень сложно. Но они неправы. На самом деле существует множество спо…

Читать далееЗдоровые волосы: миф или реальность?

Каждая женщина мечтает иметь красивые и здоровые волосы, ведь они являются непременным атрибутом привлекательной внешности. Н…

Читать далее

Витамины…вся ли правда о них нам известна? Многие врачи рекомендуют в осенне-зимний период принимать комплексы витаминов. А не…

Читать далееВ мире запахов, или чем должен пахнуть дом?

Запахи – неотъемлемая составляющая нашей жизни. Все имеет запах – букет цветов, табачный дым, кошачий туалет, утренний кофе и т…

Читать далее

Статьи о здоровье

Волшебные свойства зеленого чая

Зеленый чай, в отличие от своего черного собрата, совсем недавно вошел в употребление в наших краях. Привыкшие к более насыщенно…

Читать далееЭпидуральная анестезия при родах

Эпидуральная анестезия — это один из методов регионарной анестезии, при котором лекарственные вещества вводятся через катетер…

Читать далее

Вопрос о том, как похудеть после родов, интересует многих женщин. Однако при грудном вскармливании не стоит придерживаться диет…

Читать далее

Оздоровительные упражнения цигун полезны для всех, кто хочет поправить свое здоровье и предупредить появление болезней. Эти уп…

Читать далее

По своей сути мантра является короткой молитвой на санскрите с высоким энергетическим потенциалом. Человечество третьего тыся…

Читать далее

Современный ритм жизни и питания привели к тому, что заболевания желудочно-кишечного тракта обошли сердечно-сосудистые и стали …

Читать далее

Источник: http://pigulko.ru/stati-o-detjah/6697-socialnoe-vospitanie-detej.php

Что такое социальное воспитание детей?

В чем заключается социальное воспитание детей?

Воспитание ребенка — важный процесс, к которому родители должны относиться серьезно. Причем, воспитание подразумевает развитие личности в разных направлениях.

Это совершенствование духовного начала, и развитие нравственности, а также привитие навыков для дальнейшего сосуществования в обществе.

Человек, как известно, существо социальное, поэтому родителям и учителям нужно уделять внимание социальному воспитанию детей для того, чтобы в дальнейшем они комфортно чувствовали себя в социуме.

Нужно отметить, что сегодня существует множество методов социального воспитания детей и написаны сотни пособий, помогающих справиться с этой сложной задачей. Социально нравственное воспитание детей называют также социализацией. Оно направлено на то, чтобы привить ребенку установки, необходимые для общения и взаимодействия с окружающими.

Цель социально нравственного воспитания детей

Целью социально нравственного воспитания детей является достижение определенных навыков. Поскольку социальное воспитание – это стройная система, выстроенная не за одно десятилетие, то каждый педагог четко представляет, чего именно следует добиваться от детей, чтобы в результате можно было заключить, что они готовы к дальнейшей жизни в социуме.

Можно сказать, что социально нравственное воспитание детей направлено на формирование личности, как таковой, путем внедрения в сознание ребенка норм и правил, существующих в обществе.

Не сложно понять, что в зависимости от того, какие правила и установки существую в обществе, личность ребенка развивается высокодуховной или, наоборот, приземленной.

Естественно, большинство систем социально нравственного воспитания направлены, прежде всего, на духовное развитие человека.

Какие ценности прививают в процессе социально нравственного воспитания детей?

В процессе социального воспитания детей и подростков прививаются ценности, благодаря которым вырабатывается нужное отношение к жизни и окружающим людям. Специалисты выделяют две основных группы ценностей, прививаемых в процессе социально нравственного воспитания детей и подростков.

  • Культурные ценности общества, в котором растет ребенок. В свою очередь культурные ценности делятся на имплицитные – те, которые не формулируются, но подразумеваются, и озвучиваемые вслух. Вторые формируются в результате высказываний философов и мыслителей на протяжении многих веков.
  • Исторические ценности. Закладываются в тот или иной период исторического развития общества в соответствии с существующей идеологией.

Средства социального воспитания детей и подростков

Средства воспитания во многом зависят от общества и могут значительно различаться, например, в одной из европейских или восточных стран.

Иногда методы воспитания могут быть достаточно жесткими, но если они являются общепринятой нормой, то воспринимаются гражданами страны как естественный способ воспитания детей. Обычно в средствах для социального воспитания детей и подростков широко используется поощрение и наказание.

Что же касается традиционных для нас методов социального воспитания детей, используемых в современных школах, то их можно разделить на:

  • Организационные методы. Они направлены непосредственно на создание и функционирование коллектива. В процессе формируются межличностные отношения между его членами. Дети учатся взаимодействовать между собой и решать возникающие проблемы. К числу организационных методов относится и непосредственно дисциплина, царящая в школе, а также различные кружки и секции по интересам.
  • Социально-экономические методы дают возможность получить социальное воспитание даже детям из неблагополучных семей. Они поддерживаются государством, которое заинтересовано в том, чтобы граждане страны поддерживали морально нравственные нормы.
  • Психолого-педагогические методы являются наиболее многочисленной группой. К ним в первую очередь относится наблюдение за ребенком, беседы с ним. Часто посредством наблюдения за поведением ребенка в коллективе специалист может сделать выводы относительно его социальной вовлеченности и способности к полноценной социальной жизни.

Социальное воспитание детей дошкольного возраста

Специалисты утверждают, что особенно пристальное внимание следует уделять социальному воспитанию детей дошкольного возраста. В этот период дети особенно восприимчивы к тем установкам, которые закладываются взрослыми.

Социальное воспитание детей дошкольного возраста должно начинаться с семьи.

Родители, а также старшие братья и сестры служат примерами для малышей и демонстрируют правила поведения в маленьком обществе, которым, по сути, и является любая семья.

Социальное воспитание детей дошкольного возраста продолжается в дошкольных учебных заведениях. Воспитатели детских садов прививают малышам основные навыки поведения в коллективе, объясняют, как следует поступать в той или иной ситуации. В результате ребенок учится считаться не только со своими желаниями, но и с желаниями других людей, что и является основной социализации.

Какой стиль воспитания выбрать?

У каждого родителя свой стиль воспитания, но, как показывает практика, совсем не каждый из них является оптимальным для ребенка. Большинство специалистов сходятся во мнении, что лучше всего использовать демократический стиль воспитания, который выражается в следующем:

  • Родители не просто требуют от ребенка выполнения тех или иных правил, но мотивируют его к этому и готовы обсуждать свои требования.
  • Родители не «давят авторитетом», а прибегают к логическому убеждению.
  • Родители трезво оценивают себя и не считают себя абсолютно непогрешимыми.
  • Родители готовы прислушиваться к мнению ребенка и идти на диалог с ним.

Нужно признать, что сегодня не так много семей, в которых используется подобный стиль воспитания в силу того, что многие родители берут за основу те способы воспитания, которые использовались в их семье. Однако современные дети в большинстве своем отрицают авторитарные методы воспитания и готовы только к диалогу с родителями.

Источник: http://www.wjtoday.ru/chto-takoe-socialnoe-vospitanie-detej/

Социальное воспитание

В чем заключается социальное воспитание детей?

статьи:

Первоосновой социализации личности является семья. Это первый социальный институт, в который попадает ребенок.

Семейные взаимоотношения предопределяют отношения ребенка с другими людьми и обществом в целом. Более того, взаимоотношения в родительской семье со временем моделируются и на собственную семью.

Данная статья расскажет о том, что такое социальное воспитание детей, в чем состоит его суть, основные принципы и задачи.

Социальное воспитание и его основы

Социальное воспитание детей — это воспитание, направленное на восприятие и усвоение знаний и норм поведения определенной культуры, в этом процессе ребенок воспринимает и усваивает ценностную систему. Социальное воспитание ребенка представляет собой процессы, в которых обе стороны (взрослые и ребенок) оказывают друг на друга взаимное влияние.

Характер и особенности темперамента малыша влияют на его родителей. И, в свою очередь, характер и менталитет родителей как ничто другое отражается на тех способах воспитания, которые они применяют. Семья определяет для ребенка нравственные нормы, стандарты поведения и ценностные ориентации, формируя таким образом его личность.

Для достижения этой цели родители наказывают или поощряют ребенка, стремятся быть образцом для подражания и привлекают школу, сверстников и соседей.
Наиболее благоприятными для формирования детской личности являются полные семьи с двумя или более детьми. Такая семья должна уметь содержательно и целесообразно организовывать жизнь и деятельность своих членов.

Во внутрисемейных взаимоотношениях должны царить демократический стиль общения и полное взаимопонимание. В семье должна господствовать положительная нравственная и трудовая атмосфера, а досуг должен быть рациональным и культурным, поскольку родители обладают достаточно высоким уровнем общей культуры, образования и педагогической подготовки.

Материальное положение семьи должно быть хорошее или удовлетворительное.

Цели и задачи, которые преследует социальное воспитание детей

Социальное воспитание детей ставит своей главной целью донести до ребенка ценностные ориентации, стандарты поведения, основные нравственные нормы. Достичь этой нормы можно методами поощрения, мотивации детей, при необходимости — применение мер наказания.

Родители должны быть в первую очередь примером ребенку, чтобы он стремился подражать им, перенимал особенности их поведения, общения с окружающими. Немаловажное значение в процессе социального воспитания играют и окружающие – друзья, соседи, одноклассники.

В семье должна быть правильно и рационально организована жизнь, деятельность всех членов семьи должна быть подчинена общим целям, отношения должны строиться на полном взаимопонимании, доверии, а характер общения между домашними должен быть в меру демократическим.

Правильное социальное воспитание детей зависит от того, каков  культурный, образовательный и педагогический уровень у родителей. Задачи социального воспитания: 1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. 2.

Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка. 3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. 4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности. 5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни.

Основные методы

В процессе социального воспитания детей родители руководствуются следующими методами: — поощрения за хорошее правильное поведение; — порицание в случае нарушения ребенком установленных правил и норм поведения; — сами родители хорошо и глубоко понимают внутренний мир своего ребенка, между ними и детьми налажено хорошее взаимопонимание; — родители являются для ребенка хорошим примером для подражания. Если родители невнимательны к ребенку, настроены к нему недоброжелательно, ответной реакцией будет враждебное отношение к ним (как явное, так и скрытое). Детская жестокость, порой безотчетная и ничем не мотивированная, на самом деле вызывается  глубокими детскими переживаниями. Постоянное чувство вины, тревожность, низкая самооценка – это результат загоняемой внутрь бессильной агрессии. Правильное основы социального воспитания детей можно заложить, в том случае, если родители: — свои требования к ребенку разъясняют, вовлекают в это обсуждение детей; — пользуются своей родительской властью только в самом крайнем случае; — хотят видеть своего ребенка не только послушным, но и независимым в суждениях; — принимают во внимание мнение ребенка, не руководствуются только детскими желаниями, порой эгоистичными и нерациональными. Подробнее о влиянии стиля воспитания на психику ребенка можно узнать из ролика:

Принципы социального воспитания

Принципы воспитания — это основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике формы и методы воспитания. Социальное воспитание базируется на таких принципах: — принцип гуманистической направленности воспитания.

Данный принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений; — принцип природосообразности воспитания.

Он предполагает, что воспитательный процесс должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшее развитие ноосферы; — принцип культуросообразности.

Предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфическими традициями регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям; — принцип вариативности.

Предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на государственном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях; б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательных организациях;
— принцип коллективности социального воспитания. Предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе; — принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Данный принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом; — принцип диалогичности социального воспитания. Предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей, их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями, а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций; — принцип незавершимости воспитания. Предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только этапами подготовки к дальнейшей жизни. Соблюдение этих принципов эффективно влияет на формирование ребенка как инициативной, активной, самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки.
Крайности (как в одну, так и в другую сторону) никогда к хорошим результатам не приводили. Родительский авторитаризм может сыграть негативную роль, ребенок может оттолкнуться от папы и мамы, будет осознавать себя в семье недооцененным, нежелательным членом, от которого ничего не зависит. Напротив, излишний либерализм может привести к тому, что у ребенка возникнет сознание того, что родителям абсолютно все равно, что происходит с ним, раз они ему все и всегда разрешают. И в одном, и в другом случае формирование ребенка будет с «перекосом». И тут главная задача родителей – отыскать «золотую середину».

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра

У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая…

Живой песок для детей

Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах…

Шариковый пластилин: поделки для детей

Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала…

Источник: http://birth-info.ru/1142/parenting-Sotsialnoe-vospitanie/

Социальное развитие детей дошкольного возраста

В чем заключается социальное воспитание детей?

Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный возраст — период формирования социального развития и поведения, важный этап социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?

Что такое социальное развитие дошкольника?

Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения.

Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами.

Для формирования гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и внимания.

Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения, поведения.

Семья на первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием детей.

Общение — ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.

Социальное воспитание дошкольника

Социальное воспитание — основа социального развития. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.

В раннем детстве малыши усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления и применения этих предметов.

Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым малыш себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия.

Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.  

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда.

Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи.

В этой игре малыши наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений.

Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят малыши, „в папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье каждого из них. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье.

Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями.

Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье.

Равенство это будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом каждую минуту.

Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям.

Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.

  Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу.

Она должна понимать, что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем вещам, предметам, одежде.

Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Социальное развитие в детском саду

Поскольку в своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.

Социальное развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития, охватывающие деятельность в детском дошкольном учреждении.

Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учится сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского сада.

Если кроха посещает детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и музработники, няни и физруки.

Малыш доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом родителей.

«А воспитательница сказала, что так делать нельзя!», — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для детишек.

Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать.

То есть поведение воспитателя служит для воспитанника образцом в разных ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими детьми.

Социальное развитие в детском саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания.

Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У него таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве.

Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/sotsialnoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

социального воспитания

Сама по себе категория воспитания является одной из ключевых в педагогике. Поэтому за долгие годы истории сложились абсолютно разные подходы к ее рассмотрению.

Многие ученые, при характеристике воспитания, выделяют его в широком смысле, включая также и результат воздействия на личность общества в целом. При этом сам процесс воспитания как бы отождествляется с социализацией. Поэтому выделить определенное содержание социального воспитания зачастую очень сложно.

Цели социального воспитания

Под целью социального воспитания принято понимать прогнозируемые результаты в процессе подготовки подрастающего поколения к жизни. Говоря другими словами, основной целью данного процесса является подготовка дошкольников путем социального воспитания к жизни в современном обществе.

Поэтому каждый педагог должен обстоятельно знать цели данного процесса, чтобы иметь четкое представление о том, становлению каких качеств он призван способствовать.

На сегодняшний момент основной целью всего длительного процесса воспитания принято считать формирование личности, которая будет полностью готова к выполнению общественно значимых функций и станет тружеником.

Ценности, прививаемые в процессе воспитания

Обычно выделяют 2 группы ценностей процесса социального воспитания:

  1. Определенные культурные ценности конкретно взятого общества, которые являются имплицитными (то есть они подразумеваются, но конкретно не формулируются), а также те которые были сформулированы не одним поколением мыслителей.
  2. Ценности конкретного исторического характера, которые были определены согласно идеологии определенного общества, в тот или иной период длительного его, исторического развития.

Средства воспитания

Средства социального воспитания достаточно специфичны, многогранны и различны. В каждом конкретном случае они зависят, прежде всего, от уровня, на котором находится общество, а также от его этнических традиций и особенностей культуры. Примером их могут являться методы поощрения и наказания детей, а также продукты материальной и духовной культуры.

Воспитательные методы

В процессе социального воспитания детей в школе обычно применяют следующие методы:

  • организационные;
  • психолого-педагогические;
  • социально-экономические.

Последние из перечисленных по своему составу очень близки к тем, которые активно используют социальные работники. При этом педагог проводит разностороннего плана работу с особо нуждающимися детьми, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

Организационные же методы направлены, прежде всего, на саму организацию коллектива. Именно в результате их использования происходит построение личностных отношений между отдельными участниками школьного коллектива.

Также при их содействии происходит создание различных школьных секций и кружков по интересам. Одним словом, цель использования подобного рода методов — организация деятельности учащихся.

Именно поэтому основными методами организационного характера принято считать дисциплину, а также режим.

Психолого-педагогические методы являются наиболее многочисленными. К ним принято относить такие методы как: исследование, наблюдение, интервью и беседа. Наиболее распространенным методом, который не требует особых условий, поэтому может использоваться в любой школе, является наблюдение.

Однако, чтобы сформировать всестороннюю личность, которая не будет иметь проблемы в процессе социализации, воспитание должно проводиться не только в стенах учебного заведения, но и в семье.

Книги по воспитанию детей

Воспитание ребенка — нелегкое дело. Особенное, если малыш первый, а в процессе воспитания возникли какие-либо трудности. Как родители могут справиться с ситуацией? Первым делом, попробовать почитать специализированную литературу — возможно, она ответит на многие вопросы.

Когда говорят о спартанском воспитании, вспоминают о том, в каких «ежовых рукавицах» росли дети в древнегреческом полисе. Между тем, большая часть принципов спартанского воспитания вполне применимы и сегодня, если родители не хотят создавать ребенку излишне тепличные условия.

Задачи физического воспитания

Физическое воспитание призвано всесторонне развивать человека. Для достижения этой цели выделяют средства и методы физического воспитания, позволяющие воздействовать на организм ребенка по направлениям оздоровления и гармоничного развития.

Поликультурное воспитание

На любой территории, кроме коренного населения, проживают многие народности. Мы должны уважать, понимать их культуру и учить этому детей. Особенно в последнее время роль поликультурного воспитания все более возрастает.

Источник: https://womanadvice.ru/socialnoe-vospitanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.